Туркменистан – молодая страна, возникшая после распада СССР, но цивилизация появилась здесь задолго до прихода идей социализма в Каракумскую пустыню, занимающую 80% территории этого государства. Одним из таких цивилизационных центров был древний Мерв, который одно время служил столицей султаната Сельджуков. Столицей его сделал султан Санджар в 12 веке, при котором этот город достиг наивысшего расцвета. По некоторым оценкам в то время его население превышало население Константинополя и Багдада и составляло 150 тысяч человек.
Но Мерв стал известен значительно раньше – еще в 3 веке н.э. он был одним из главных городских центров Парфии - древнего государства, располагавшегося к югу и юго-востоку от Каспийского моря на территории современного Ирана.
В это же время здесь формируется Мервская митрополия — центр неканонической версии христианства – несторианства.
В 7 веке, после арабского завоевания Средней Азии, Мерв стал одним из интеллектуальных центров халифата Аббасидов. В нем располагалось десять библиотек. Мерв – родина Абдуллаха аль-Марвази – математика и астронома, который работал в «Доме Мудрости» в Багдаде в одно время с аль-Хорезми, ал-Фаргани и другими выдающимися учёными, а также в Дамаске. Его сын Абу Джафар был также известным астрономом и создателем астрономических инструментов. Аль-Марвази является автором «Книги о трёх касающихся кругах и способе их связи», «Книги о глобусе», «Книги о сферической астролябии», «Книги об армиллярной сфере», «Книги о расстояниях до небесных тел и их размерах», «Книги о солнечных часах».
В Мерве также есть могилы двух сподвижников пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, принесших на земли Средней Азии ислам – Хакима аль-Гифари и Абу Бурайды аль-Аслами. Абу Бурайда был первым знаменосцем Пророка, да благословит его Аллах и приветствует и нес его знамя во время переселения из Мекки в Медину. Над их могилами были воздвигнуты мавзолеи.
Кроме этого в окрестностях города располагается мавзолей шейха Юсуфа Хамадани – учителя знаменитых суфийских шейхов Ахмеда Ясави и Абдул-Халика Гидждувани. Шейх Ахмед Ясави особо почитается тюркскими народами как исламский проповедник и популяризатор суфийского учения среди населения Туркестана. Шейх Абдул-Халик Гидждувани – один из важнейших шейхов в сильсиля (цепочке передачи знаний) тариката накшбандийя.
Еще одним замечательным сооружением эпохи Средневековья является мавзолей султана Санджара (1085-1157) –последнего султана империи Сельджуков.
Согласно преданию монголы, взявшие Мерв, входивший в державу Хорезмшахов штурмом в 1221 году пытались разрушить мавзолей, однако местные жители перенесли его на другое место. Поэтому его первоначальное положение точно не известно.
Стоит отметить, что при взятии города монголы действовали очень изобретательно: они перегородили русло реки Муграб и затопили город.
Мавзолей сильно пострадавший от природных катаклизмов был отреставрирован в 2002-2004 годах турецкой фирмой и теперь, обновленный, привлекает множество посетителей.
В 15 веке Тимуриды попытались возродить древний город и привели в порядок его ирригационные сооружения, но так и не смогли вернуть его в эпоху былого процветания.
Во время Туркестанского похода генерала М. Скобелева в 1884 году Мерв вместе с Муграбским оазисом путём мирных переговоров был присоединён к Российской империи.
В 30 километрах от него был основан город Мары, ставший центром Закаспийской области. Первым губернатором города стал Максуд Алиханов-Аварский, чья интереснейшая судьба заслуживает отдельного рассказа. Сам древний город стал объектом археологических исследований, которыми в советское время руководил создатель среднеазиатской школы археологии академик М. Е. Массон.
Руины древнего Мерва занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ильдар Мухамеджанов