Фото: Ислам-тудей
Формирование системы исламского образования у мусульманских народов России началось со времени строительства здесь первых мечетей, которые стали не только местом проведения религиозных обрядов, но и центром духовной и образовательной жизни мусульманской общины, региона.
Многие исследователи раннего ислама обращают внимание на то, что система образования и передачи знаний, сложившаяся в Арабском Халифате в VII–VIII вв. и утвердившаяся позже в других регионах распространения ислама, была новым и самобытным явлением, важнейшим элементом арабо-исламской цивилизации, не имеющей аналогов в мировой истории.
Именно мечети с ранних веков ислама и до наших дней являются центром исламского образования, при них открывались начальные школы – мектебе (их принято называть примечетскими или кораническими школами). Сюда приходили получать первичные знания об исламе, только здесь можно было найти книги по интересующим верующих вопросам, именно здесь можно было послушать авторитетных богословов-алимов.
Существовало два основных уровня учебных заведений: начальная школа – мектебе, среднее учебное заведение – медресе. Основными целями мектебе, как определяли сами мусульманские богословы, считалось «обучение мусульманских детей чтению и письму, знакомство их с установлениями ислама, воспитание в них высокой нравственности и указание им пути к достижению земного и небесного благополучия, тем самым содействуя миру и спокойствию государства».
Жизнь и быт мулл в Российской империи: на что они тратили заработанные деньги?
Что касается медресе, то его основными целями была «подготовка муэдзинов, имамов, хатибов, факихов, улемов, мударрисов, мугаллимов, казиев и муфтиев, знакомых как с требованиями времени, так и с науками веры и жизни, чтобы иметь возможность указывать пути и другим».
Мектебе существовали, как правило, при мечетях. Их задачей было научить ребенка грамоте, чтению, арабскому языку, а также основным молитвам и обрядам исламской религии. Мектебе давали учащимся лишь необходимую подготовку для занятий по программе медресе, которые являлись учебными заведениями более высокого уровня.
В них не было классно-урочной системы, хотя был определен круг систематизированных знаний – это обязательные книги, изучаемые в строгой последовательности для расширения и углубления знаний на любой ступени.
Фото: Ислам-тудей
Сроки обучения в медресе во многом зависели от индивидуальных способностей шакирда, от наличия преподавателей и его системы обучения, поэтому довольно сложно было четко определить срок освоения учебного курса. Основной объем учебного процесса составлял арабский язык, на втором месте было мусульманское право, а на третьем – собственно религиозные дисциплины. Что касается предметов по гуманитарным и естественным наукам, то их количество в программах медресе было незначительным.
В дореволюционной России до середины XIX в. не было учебных заведений, работающих по строго разработанным учебным планам, поэтому и не было четко определенных ступеней обучения, не была установлена и его продолжительность. Только открывшиеся со второй половины XIX в. джадидские (новометодные) медресе пытались внести изменения в эту систему, определив ступени, учебные планы и продолжительность обучения.
Не только в мектебе, но и в медресе перечень учебных предметов, последовательность их изучения и уровень знаний по этим предметам во многом зависели от профессиональной подготовки преподавателя, который строго придерживался традиций передачи знаний своих учителей, служивших для него авторитетом. Преподаватель мектебе, как правило, единолично обучал учащихся всем учебным дисциплинам.
Исламский институт. Ташкент. Иллюстрация из книги «История ислама в России»
После окончания учебы в медресе наиболее способные шакирды, желающие продолжить научные занятия, учились у видных богословов и ученых своего региона, Средней Азии, Дагестана или за пределами России. Так, многие выпускники татарских медресе продолжили образование в крупнейших образовательных центрах Средней Азии, в первую очередь Бухары и Самарканда, позднее, начиная с конца XIX в., и в других зарубежных учебных заведениях.
Мектебе и медресе содержались за счет средств, собираемых с жителей данной местности, частных пожертвований, доходов с вакфных земель и на закяты.
«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина