С древнейших времен крыши в форме куполов были широко распространены на Ближнем Востоке. Причиной тому отсутствие достаточного количества древесины. Очень легко сложить потолок из глиняных кирпичей, либо постепенно сдвигая их внутрь, либо укладывая их в круги с уменьшающимся диаметром. Есть еще и гипотеза о влиянии кочевников с их шатрами.
Купола в архитектуре широко использовались ещё римлянами и византийцами.
Арабы в первые века существования халифата строили мечети с плоскими потолками, подобными потолкам мечетей Мекки и Медины.
Купола в раннеисламской архитектуре использовались для обозначения расположения киблы в здании мечети. Позднее их стали воздвигать над основным молитвенным залом, и этот принцип соблюдается до сих пор. Кроме всего прочего купол служит как бы аллегорией небесного свода, воздвигнутого над землей.
Первой мечетью с куполом стала знаменитая Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме, построенная в 691 году. Купол был сделан из дерева и покрыт медью или свинцом для защиты от непогоды.
После нее последовала Мечеть Омейядов в Дамаске, построенная в 715 году.
С тех пор купола стали отличительно особенностью мечетей, хотя их возводили и во дворцах, в частности над залами для приемов, а также над зданиями медресе и бань (хаммамов).
В Турции первые мечети появились в 11 веке, но вплоть до 12 века над ними не строили куполов.
Османская архитектура, имеющая свои яркие отличительные особенности, возникает в 14 веке. Ее основой стала архитектура сельджуков, на которую, в свою очередь оказала влияние иранская и византийская архитектуры. Османская архитектура стала сочетанием средиземноморской и ближневосточной архитектурных традиций.
Кочевые тюркские племена принесли с собой традицию строить дома из камня, а не из кирпича или дерева. В Анатолии, убедившись в необходимости строить большие закрытые здания, в которых можно было укрываться от холода и непогоды сельджуки столкнулись с проблемами строительства больших куполов.
У османских мечетей купола покрывали главный молельный зал, а двор окружался крытыми галереями (портиками), также с небольшими куполами.
Мечети в городах Улукамис, Никсар, Кайсери имеют купола. Купола часто воздвигались над михрабами, и в мечети могло быть три купола. А вот Большая мечеть в Диярбакыре имеет плоскую крышу. Главная проблема при строительстве куполов заключалась в том, что само здание в плане было четырехугольным, а купол – круглым.
Ее решили тремя способами. В основе первого из них лежит использование перекрёстных балок, которыми укреплялись углы здания, которые служили опорой купола, второго - висячий треугольный сегмент, который сужается в основании, но расширяется наверху, образуя круг, который является основанием купола, третьего - ломанная треугольная поверхность, которая формировала поддерживающий пояс ниже купола. Третий способ был изобретен анатолийскими турками.
Архитектура османских мечетей после завоевания Константинополя не подвергалась быстрым изменениям. Столкнувшись с недостатком мест для поклонения, турки превратили ряд христианских храмов в мечети, включая знаменитую Айя Софию, пристроив к ним михрабы и переориентировав их на Мекку. Кроме этого были возведены мечети в Бурсе, Изнике и Эдирне.
Исследователи средневековой османской архитектуры разделились в своем мнении относительно того, послужила ли Айя София неким эталоном для строительства мечетей в так называемом османском стиле или нет. Не подлежит сомнению тот факт, что османские архитекторы использовали византийское архитектурное наследие, но они творчески развивали его, изобретая новые архитектурные формы. Во всяком случае, купол Айи Софии производил на османских архитекторов особое впечатление.
Первая Великая мечеть в Стамбуле – мечеть Баязида была построена в конце 15 века. Она отличается от Айи Софии в том числе и формой и количеством куполов. Однако реальные изменения в стиле произошли во времена великого османского зодчего Мимара Синана в 16 веке. В своих ранних постройках – мечетях Михримах и Махмуда-паши он пытался насадить купол прямо на портики, проходившие по внешней стороне стен. В те времена он экспериментировал с возведением полукуполов при строительстве наиболее впечатляющей из всех возведенных им мечетей – мечети Сулейманийя. Синан создал огромные купола, опиравшиеся с четырех сторон на большие конхи - перекрытия в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, ниже которых располагались более мелкие своды и арки.
Мечеть Сельмийе в Эдирне считается эталонной работой Синана. В ней он воплотил все свои знания и опыт, накопленные за долгие годы работы и предыдущего строительства мечетей. Купол мечети опирается на восемь столбов, а образованная ими ротонда «вписана» в квадрат стен так, что все пространство воспринимается как единое целое. Барабан купола снабжен множеством окон, через которые в мечеть проникает свет и освещает изысканный орнамент стен.
Сегодня трудно представить себе мечеть в османском стиле без купола.
Турецкий историк архитектуры Абдуллах Куран считал хрестоматийным примером османского зодчества Голубую Мечеть в Стамбуле со множеством куполов, возведенную архитектором Ахмедом Агой.
Особо стоит отметить стиль мечетей Бурсы – первой столицы государства османов. Для них были характерны или несколько небольших куполов или один купол. Например, мечеть Фируз-аги в Стамбуле, расположенная недалеко от мечети Султанахмет является ярким образцом мечети с одним куполом с позднее возведенным портиком, увенчанным тремя маленькими куполами.
Еще одна мечеть, являющаяся отличительной особенностью Эдирне – мечеть Уч Шерефели, построенная во второй четверти 15 века с огромным куполом, перекрывающим все здание и четырьмя маленькими - по два с каждой стороны от основного купола.
Величественные мечети средневековья до сих пор остаются одним из главных украшений городов в мусульманских странах, привлекая многочисленных туристов и фотографов.
Их купола заметны издалека, освещаемые щедрым ближневосточным солнцем.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.