Благодаря стремлениям местных правителей и их финансовой поддержке Марракеш стал центром притяжения для многих ученых, включая Ибн Рушда (1126-1198), который занимал должность главного лекаря и написал здесь многие свои научные работы. Поэтому стоит отметить важную роль Марракеша в средневековой исламской науке.
Марракеш был основан примерно в 1070 году династией Альморавидов. Город стал столицей империи, которая частично занимала территорию Сахары и Магриба. Он расположился в стратегически важном месте – равнине реки Тенсифт, прямо у Атласских гор, на стыке двух основных маршрутов, проходивших через эти горы.
В 1147 году Марракеш пал перед Альмохадами, которые сделали его своей столицей. Даже когда позже столица была перенесена в Севилью, город оставался важным центром Альмохадов с его учеными и военными. Благодаря покровительству местных правителей Марракеш стал центром притяжения не только ученых из Магриба, но даже из Испании.
В 1153 году знаменитый Ибн Рушд занялся в Марракеше астрономическими наблюдениями. В 1163 году он приблизился ко двору Альмохадов, философ Ибн Туфайл (1105-1185) познакомил его с правителем Абу Якубом, который очень интересовался философией. Ибн Туфайл рекомендовал ему Ибн Рушда как лучшего из философов.
Жители Марракеша отличались своей особой любовью к книгам. Марракеш известен мечетью Кутубия, которая славится своими книгами, рукописями, библиотеками и книжными магазинами, которые и дали мечети ее название. У мечети Кутубия в тени минарета всегда собирались более ста продавцов книг и множество посредников, которые метались между продавцами в поисках редких и новых рукописей для копирования. Здесь также можно было увидеть даллалов (торговцы), которые покупали и продавали древние произведения для ученых города. Сами султаны тоже собирали книги и рукописи, а также покровительствовали их авторам.
В Марракеше также существовала древняя традиция создания астролябий. Здесь в особом почете находились историки, большинство из них проживало в непосредственной близости от правителей. Среди них можно отметить Абу Бакра аль-Санхаджи, который много писал об Альмохадах, и чьи работы позже изучал французский арабист Эварист Леви-Провансаль (1894-1956).
Поскольку он был личным свидетелем многих событий, его описания истории государства Альмохадов являются важнейшим историческим источником того периода. Еще одним историком, родившимся в Марракеше в 1185 году, но учившимся в Фесе, был Абдулвахид аль-Марракуши. Примерно в 1224 году он написал свой труд «Китаб аль-муджиб фи Талхис ахбар ахль аль-Магриб» («Приятная книга, обобщающая историю Магриба»), который является хорошим описанием истории Западного Магриба и многие детали, описанные в работе, уникальны в своем жанре.
Одним из величайших достижений правления Альмохадов была больница Марракеша, также известная как бимаристан Амира аль-Муминина аль-Мансура Абу Юсуфа. Он правил Марокко с 1184 года до своей смерти в 1199 году. Абу Юсуф приказал каменщикам и строителям выполнить строительные работы на высочайшем уровне. Он украсил больницу надписями и орнаментами исключительной красоты.
Он приказал, чтобы во дворе больницы были посажены цветы, а также фруктовые деревья, и чтобы во все палаты и комнаты подавалась проточная вода. Абу Юсуф приказал оборудовать больницу мебелью и покрыть стены гобеленами из шерсти, льна и шелка, которые придавали неописуемую красоту. Он наделил больницу вакфами и пожертвованиями, которые обеспечивали ее расходы ежедневной суммой в сорок динаров.
С Марракешем были связаны два великих ученых: Ибн Рушд и математик Аль-Хасан аль-Марракуши. Ибн Рушд родился в 1126 году в Кордове в образованной семье, его отец и дед были выдающимися судьями. В 1153 году он в Марракеше занимался астрономическими наблюдениями. Ибн Рушд сменил Ибн Туфайла на посту главного лекаря в 1182 году и служил Абу Якубу Юсуфу до смерти последнего в 1184 году. Затем он служил его сыну и преемнику Якубу аль-Мансуру. Хотя Ибн Рушд в Марракеше занимался астрономическими наблюдениями и своим научным трактатом о движении сферы (Китаб фи харакат аль-фалак), он стал наиболее известен благодаря своей медицинской работе «Китаб аль-куллийат фил-тибб».
Благодаря этому трактату в Европе распространилось новое латинское слово «сolliget», которое происходит от арабского «аль-куллийат», что означает общие положения. Он был написан до 1162 года в семи томах, посвященных анатомии, физиологии, общей патологии, диагностике, фармакологии, гигиене и общей терапии.
Ибн Рушд в своей работе отмечал, что тот, кто однажды переболел оспой, повторно ей уже не болеет. Он также объяснил функцию сетчатки глаза. «Куллийат» Ибн Рушда был переведен на латынь и стал ценнейшим трудом по медицине в Средневековье.
Основное произведение Аль-Хасана аль-Марракуши (ум. 1262) – «Джами аль-Мабади валь-гайат» («Единство начала и конца, то есть принципы и результаты»), вероятно было написано в 1229-1230 годах. Это очень хороший сборник практических знаний об астрономических инструментах и его методах, тригонометрии и гномонике.
Часть этой работы была переведена французским востоковедом Луи-Пьер-Эженом Седийо (1808-1875). По мнению историка науки Джорджа Сартона (1884-1956) «Джами» Аль-Хасана аль-Марракуши является самым сложным тригонометрическим трактатом западного халифата, лучшим средневековым трактатом по практической астрономии, гномонике, лучшим объяснением графических методов.
Часть, посвященная гномонике, содержала исследования циферблатов, нанесенных на горизонтальную, цилиндрическую, коническую и другие поверхности для каждой широты. Аль-Марракуши дал таблицу синусов для каждой половины градуса, а также таблицы сводных синусов и арксинусов (последнюю он назвал таблицей аль-Хорезми). Чтобы облегчить использование гномонов, он добавил таблицу котангенсов дуг.
Вторая часть «Джами» была посвящена объяснению графических методов решения астрономических задач. Работа аль-Марракуши развивает конструкцию планисфер, астролябий, квадрантов и потребности гномоники. Аль-Марракуши показывает свое знакомство с математическими и астрономическими трудами аль-Хорезми, аль-Фергани, аль-Баттани, Абуль Вафа, аль-Бируни, Ибн Сины, аз-Заркали и Джабира ибн Афлаха.