Амр бин Бахр аль-Джахиз – первый геолог в истории ислама
Приняв новую для себя религию Ислам, народы и общество, стремительно начинали меняться, заметно прогрессируя в своем развитии.
Подобные изменения касались не только вероубеждений людей, но и были бы заметны во сферах жизни, будь то в области научно-технического развития, или же общественно-государственного уклада, и это было вполне объяснимым, однако с точки зрения Западной цивилизации, подобный прогресс, имевший место быть на мусульманском Востоке, стал необъяснимым чудом, потому как, в представлении Запада мусульманское общество казалось им отсталым, необразованным сообществом полудиких варваров, но если посмотреть на этот момент с точки зрения исламской культуры, то все становится вполне ясным и объяснимым.
Подобный результат было следствием повеления Священного Корана. Священное Писание порицало невежество, а стремление к знаниям и прогрессивному развитию было обязательным для каждого верующего, поэтому мусульмане лишь исполняли то, что было им предписано их религией.
Изучая наследие ученых, живших ранее, проводя новые исследования и дополняя их собственными открытиями, мусульманские ученые ставили перед собой цель передать свои знания последующим поколениям.
В «Байтуль-Хикма», то есть «Доме Мудрости», были собраны десятки тысяч научных книг и рукописей. Собрав воедино источники, написанные на фарси санскрите, древнегреческом языках и латыни, специалисты переводили эти книги, и делали информацию, написанную в них доступной для широкого круга пользователей.
Ученых-мусульман интересовало не происхождение источника, а его достоверность, поэтому они не разделяли их по принципу мусульманские и немусульманские.
Одним из таковых знаковых ученых был Миршаб бин Абари.
Родившийся в иудейской семье Миршаб был хорошо знаком с культурой Месопотамии и Египта, знал их языки и письменность. Основатель Аббаситского халифата правитель правоверных Мансур обратил внимание на Миршаба бин Абари.
Не смотря на то, что он не был мусульманином, халиф ценил его за знания, которыми он обладал.
Халиф Мансур нашел применение его талантам при строительстве Багдада, ставшего столицей Аббаситского халифата, поручив Миршабу заниматься инженерными измерениями. Помимо этого, Миршаб должен был перевести на арабский язык труды, написанные в Месопотамии и Древнем Египте.
Приняв ислам, он взял себе имя МашаАллах бин Абари аль-Басри, с которым вошел в историю. Помимо переводов он занимался исследованиями в области астрологии. В итоге этих исследований он написал большое количество трудов, которые впоследствии были переведены на латынь и другие языки.
Одним из главных трудов, написанных МашаАллах бин Абари в области астрологии была его «Китабуль Мавалид», то есть «Книга рождений», состоявшая из четырнадцати частей и долгое время пользовавшаяся популярностью в Европе.
Вторым его значимым трудом стала книга: «Филь-кыйранат валь-адиян валь-миляль», то есть «Книга о соединениях, религиях и народах», где повествуется не только об истории различных народов, но и об истории развития астрологии.
МашаАллах бин Абари, будучи в числе первых мусульманских ученых-астрономов, сыграл большую роль в знакомстве исламской культуры с сасанидскими, древнегреческими и индийскими научными исследованиями.
Известный, в средневековой Европе как Мессахалла, МашаАллах бин Абари, был автором произведения, посвященного астролябии, которое было переведено на латынь в VII веке, и пользовалась популярностью на Западе.
Позже, в XVIII столетии это произведение было переведено на английский язык и широко использовалось учеными.
Более детальные подробности его жизни, впрочем, как, и точная дата смерти МашаАллах бин Абари аль-Басри, оставившего глубокий след в истории развития наук, к сожалению неизвестны.
Великий математик Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми
Зифа Усманова