В историях о жизнеописании нашего любимого пророка Мухаммада ﷺ часто встречается имя одного из его сподвижников Зайда ибн Сабита. Чем он запомнился, какими качествами выделялся, что сделал значимого в истории ислама? Сегодня наша статья будет об этом выдающемся сподвижнике – Зайде ибн Сабите.
Полное его имя Зайд ибн Сабит ибн ад-Даххак аль-Ансари аль-Хазраджи, родился примерно в 615 году в Медине, его отец происходил из племени Хазражд, отличался сильной памятью и грамотностью, был личным секретарем и писцом, записывающим откровения Корана. Был одним из четырех людей, кто после смерти Пророка ﷺ знал Священный Коран наизусть.
Читайте также: Фатима аз-Захра: испытания в жизни дочери Пророка ﷺ
Первое событие, которым выделился Зайд, произошло на втором году Хиджры, тогда он был храбрым и сообразительным мальчиком лет тринадцати, сердце которого было переполнено любовью к Пророку ﷺ. В славной Медине первая армия мусульман готовилась к выступлению в поход на Бадр. Руководство командованием Мухаммад ﷺ взял на себя.
Окидывая последним взглядом свое войско, он увидел приближавшегося к нему мальчика, в руках которого был меч выше его самого. Мальчик подошел и попросил любимого Пророка ﷺ позволить ему сражаться с врагами Аллаха под его знаменем. Пророка ﷺ очень обрадовал и восхитил этот храбрый мальчик, он отечески похлопал его по плечу и по-доброму отказал ему, учитывая его малолетство.
Неудержимое желание быть рядом с Пророком ﷺ и служить на пути ислама сподвигло смекалистого и сообразительного мальчика придумать иную возможность, как это можно сделать. Это была область, где возраст не имел особого значения – область науки и знаний.
Мама Зайда ан-Навар бинт Малик всячески старалась помочь сыну в его желании, она надеялась увидеть его рядом с Пророком ﷺ, на месте, которое предназначалось его отцу, если бы тот остался жив. Женщина рассказала об идее сына соплеменникам, и те поведали посланнику Аллаха ﷺ о Зайде ибн Сабите, талантливом мальчике, который знает наизусть 17 сур Корана и читает так, как они были ниспосланы в сердце Мухаммада ﷺ, и который в добавок ко всему хорошо пишет и читает.
Это интересно: Старинный колодец и страшная история о нем
Благородный Посланник послушал мальчика, заметил в нем ораторские задатки и ясность произношения его речи, слова Священного Корана звучали из его уст особенно трогательно и выразительно, паузы были уместными, что говорило о хорошем понимании и сознательности произносимого.
Когда стало известно, что Зайд еще и хорошо пишет, Пророк ﷺ попросил мальчика изучить иудейскую грамоту. Отрок был очень усерден и вскоре записывал нужные послания на арамейском (древнем иврите), а их послания легко переводил на арабский. Потом также быстро он освоил и ассирийский язык.
Так Аллах даровал Зайду ибн Сабиту место рядом с любимым Пророком ﷺ в качестве его личного переводчика, а после, когда не осталось сомнений в честности и правдивости Зайда, ему была доверена высокая честь записывать Священное Писание под диктовку Посланника ﷺ, как только часть его ниспосылалась в его сердце. Вот почему его стали называть «Катиб-Вахи» – записывающий откровения. Он был хафизом, знал наизусть весь Священный Коран и был муфассиром – толкователем Корана, придавал особое значение правилам кыраата.
Благодаря глубокому знанию Священного Корана, Зайду ибн Сабиту и в последующем с легкостью удавалось разрешать сложнейшие вопросы. Например, в день собрания в Сакифе Бану Саида, когда тело Пророка ﷺ было завернуто в саван, но еще не погребено, он предотвратил назревавшую смуту между растерявшимися мухаджирами и ансарами относительно того, кому должно принадлежать халифство, сказав свое мудрое слово, поддержал кандидатуру Абу Бакра на пост первого халифа:
«О, ансары! Посланник Аллаха ﷺ был из мухаджиров, так пусть же и его халиф, подобно ему, тоже будет из мухаджиров. А поскольку мы были ансарами у посланника Аллаха ﷺ, то нам следует быть ансарами и у его халифа, а также стать ему добрыми помощниками в его праведных делах». Потом протянул руку в сторону праведнейшего Абу Бакра (р.а.) и сказал: «Вот ваш халиф! Присягните ему в верности!»
Зайд ибн Сабит, благодаря глубокому пониманию Корана, стал наставником мусульман, халифы советовались с ним при решении сложных проблем, простой народ обращался по личным делам, он очень хорошо разбирался в правилах раздела наследства и имущества, был одним из составителей дивана племен при праведном халифе Умаре, руководил разделом добычи после битвы при Ярмуке и был судьей (кади) Медины и хранителем государственной казны.
После смерти Пророка в битве в местечке Ямама против лжепророка Мусайлимы было убито 70 Коран хафизов. Беспокойство об утрате Корана сподвигло Абу Бакра и Умара (р.а.) начать работу по собранию его текстов в единую книгу, эта ответственная работа была поручена в первую очередь Зайду ибн Сабиту.
Читайте также: Кто самый лучший мусульманин после посланника Аллаха ﷺ?
Усилиями Зайда и других сподвижников был собран полный письменный экземпляр Священного Корана – мусхаф. И в этой работе он не довольствовался лишь своей памятью, фиксировал все в отдельных свитках при наличии еще двух свидетелей хафизов, все тщательно перепроверял.
За его бесчисленные заслуги халиф Умар даровал Зайду ибн Сабиту сад с плодоносящими финиковыми деревьями. Известно, что будучи серьезным человеком, говорил он кратко и весомо, предпочитал в первую очередь браться за трудные и сложные дела. В своей элегии поэт посланника Аллаха ﷺ Хассан ибн Сабит, оплакивая его, написал: «…И кто же может быть искушеннее в знаниях, чем Зайд ибн Сабит?»
Лейла Гараева