Татарские богословы о том, что очищает сердце от дурных нравов

Фото: elements.envato.com/ Seva_blsv

Фото: elements.envato.com/ Seva_blsv

Начало: Габдрахим Утыз-Имяни: как совершенствовать душу

Известный татарский богослов ʻАбдуннасыр Курсави (1778-1812) в своей книге «аль-Иршад лил-ʻибад» («Наставление людей на путь истины») одну главу посвящает разъяснению сути и значения тасаввуфа.

Он пишет, что тасаввуф состоит из очищения сердца от дурных нравов, мирских забот [приведение его] в соответствие с естественным рисунком [человеческой сути] (русум табиʻийа). Дабы [человек] после того, как оно очистится от дурных качеств и обретёт качества благоугодные, и заботы его станут возвышенными, и сосредоточится он на совершении поклонения, следуя Пророку в шариате, и откажется его плотская душа (нафс) от своих низменных страстей, – стал суфием.  

А путь очищения – неотступное соблюдение (мулазама) в действиях своих шариата по образцу сунны, отказ от бидʻа (нововведений). И величайшее из средств его – непрерывное совершение зикра в том виде, что воспринят от истинных шейхов, возводящих иснад его к Посланнику Аллаха ﷺ через передачу Абу Бакра Правдивого, ʻАли бин Абу Талиба и Салмана, да будет доволен им Аллаха.

Хасан аль-Басри: в чем секрет великой мудрости?

Далее Курсави приводит слова известного исламского богослова Хасана аль-Басри (642-728) «Знания бывают двух видов: знание, которое в сердце, и такое знание полезно; и знание на языке – а это довод Аллаха, Превелик Он и Всемогущ, сыну Адама». Ибо знание поистине приносит пользу, если бывает оно побеждающим, управляющим низменной страстью. Что же до того, когда побеждает его страсть и влечет за собой знание, то нет в этом блага. Рёк Аллах, Превелик Он и Всемогущ:

«Не следуй страстям, иначе сведут они тебя с пути Аллаха».

И поэтому имам Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Кто занимается фикхом,  но не изучает тасаввуф, тот уже стал нечестивцем (фасик). И кто занимается тасаввуфом, но не изучает фикх, тот уже стал еретиком (зиндик). А кто совместил их обоих, тот уже постиг истину».

Ибо источник проникновения знания в сердце – это только тасаввуф. И если факих не занимается тасаввуфом, не проникает знание в его сердце и не управляет им, то становится он нечестивцем, вопреки своему знанию.

Что же касается невежественного суфия, который исповедует что-либо помимо веры в Аллаха из недозволенных нововведений и страстей, распространённых среди людей, то становится он еретиком (зиндик), вводящим новшества, и не является настоящим суфием. 

Топ-10 старинных книг об исламе и татарах

Известный татарский богослов, просветитель и историк Шихабутдин Марджани (1818-1889) в своей книге «Мукаддима» посвящает специальную главу вопросам происхождения и распространения суфизма, разделения суфиев на разряды (табакат).

Науку тасаввуф (ʻильм ат-тасаввуф) он включает в систему шариатских наук (ал-ʻулум аш-шарʻиййа) и считает, что суфиями были многие сахабы, табиʻины и многие деятели начальной эпохи ислама.

Еще одним из великих татарских шейхов тасаввуфа, который внес значительный вклад в духовное воспитание общества, является Мухаммадзакир ишан Чистави (1815-1893). Он известен тем, что является автором важного труда по тасаввуфу «Табсыра аль-муршидин» («Учение наставников»).

В данной книге Мухаммадзакир хазрат знакомит с ритуальной практикой тасаввуфа, описывает степени духовно-нравственного совершенства и познания Аллаха.

Следующим великим шейхом является Зайнулла ишан Расулев (1833-1917). До наших дней дошли несколько трудов Зайнуллы ишана по тасаввуфу, среди которых следует выделить сочинение «Аль-фаваид аль-мухимма ли-ль-муридина ан-накшбадийа ва аль-аврад аль-лисанийа ва ас-салават аль-масура» («Божественные истины, постижение которых необходимо для муридов суфийского братства Накшбандийя, славословия (Аллаху) и молитвы»).

В данной книге Зайнулла ишан дает наставления, разъясняет молитвы, правила совершения зикра.

Татарский шейх с прозвищем «драгоценность Аллаха»

Н. Сабиров. Тасаввуф.

Социальные комментарии Cackle