Сегодня в Музее исламской культуры Музея-заповедника «Казанский Кремль» состоялось открытие выставки «Наследие Ясави и древний Туркестан». Выставка приурочена к 930-летию Ходжи Ахмеда Ясави – выдающегося поэта, мыслителя тюрко-мусульманского мира, и к 20-летию включения Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Уникальное наследие выдающегося поэта и мыслителя преодолело расстояние в 2500 км, чтобы впервые в таком виде предстать перед казанским зрителем.
Проведение выставки в Казани в мечети Кул Шариф весьма символично. Поэт, потомок пророка Мухаммада ﷺ, философ и мыслитель середины XVI в., живший в столице ханской Казани Кул Шариф был одним из последователей и учеников Ясави.
Произведения Ахмеда Ясави столетиями были любимыми книгами мусульман Поволжья и Урала. Еще в середине XIX века его книги впервые печатаются в типографиях Казани и отсюда распространяются по всему миру.
Ходжа Ахмед Ясави – выдающийся поэт, мыслитель тюрко-мусульманского мира. Его личность значима для духовной культуры всех тюркских народов, в том числе казахов и татар.
Как отметил генеральный консул республики Казахстан в городе Казани Искаков Ерлан Узанович, выставка «является очень интересной тем, что мы находим историческую связь между народами России, Казахстана».
Ясави родился в городе Сайрам (Казахстан), и был воспитан в лучших традициях мусульманской духовности. Образование Ахмед получил в центре средневековой учености Бухаре и других городах. Наиболее плодотворная часть его жизни проходит в городе Ясы (Туркестан). Поэтому его называли «Ясави», что означает выходец из Ясы.
Ахмад Ясави – первое звено в цепи шейхов, вышедших из тюркских народов. Большинство живших в Туркестане выдающихся суфиев были приверженцами почтенного Ахмада Ясави. Из его рода вышли очень многие достойные люди.
Суфийское учение, которое основал Ясави, получило по его имени название Ясавия, и распространилось в Средней и Малой Азии, в Поволжье и на Кавказе.
«Развитие ислама в нашем регионе неразрывно связано с суфизмом. Из источников мы знаем, что первым тарикатом здесь был тарикат Ясавия, который получил большое распространение среди местного населения и послужил толчком к быстрому принятию ислама татарами. Он был настолько популярен среди местного населения, хикматы передавались из уст в уста, переписывались. Популярность его была феноменальной, что в народе ходило выражение: «В Медине – Мухаммад, в Туркестане – Ходжа Ахмед», – отметил, выступая на открытии выставки, заместитель муфтия РТ, руководитель ИД "Хузур" Ришат Хамидуллин.
Лауха. XIV век.
Деятельность Ходжи Ахмеда Ясави способствовала углублению роли ислама в духовной культуре тюркских народов. Благодаря его произведениям и произведениям его учеников, повышается статус тюркского языка как одного из языков исламской науки, образования и литературы.
«Ахмад Ясави – это символическая фигура, объединяющая множество народов на нашем огромном постсоветском пространстве. Ясави творил в тот период, когда Волжская Болгария достигла своего наивысшего расцвета. В тот период не существовало границ. Город Туркестан был частью огромного тюркского мусульманского мира, в котором жили волжские болгары и другие тюркские народы. Поэтому неслучайно, что поэзия и произведения шейха стали популярными с древнейших времен во всем тюркском мире. Эта фигура связывает народы и культуры всего Дешт-и-Кипчака, то есть Степной Евразии», – рассказал директор института истории им. Ш. Марджани АН РТ Салихов Радик Римович.
Проповеди и книги Ясави способствовали формированию множества выдающихся личностей в разных уголках тюркского мира. Среди его учеников были Сулейман Бакыргани, Мансур ата, Саид ата Хорезми, Мухаммед Даншменди Зарнуки, Ахмет Югнеки, Сыганаки, Дулати и другие.
Заместитель директора Научной библиотеки КФУ Эльмира Амерханова отметила: «Когда тысячу лет люди продолжают читать, переписывать, развивать традицию, вызывает особый восторг, радость, гордость за то, что единство тюрко-татарских народов продолжает существовать и развиваться».
Монеты. Тюргешский каганат. VIII в.
Кувшины, светильники, наконечники стрел, Туркестан. VII-XIII вв.
Художественные произведения, представленные на выставке, позволяют проследить за наиболее интересными моментами жизни Ахмеда Ясави. На выставке представлены наиболее известные его произведения: «Диуане хикмет» (Книга мудрости), «Мират-ул Кулуб» (Зеркало души), «Пакырнама» (Сказание о бедном), «Рисала дар адаби тарикат» (Трактат об этических аспектах тариката).
Одеяние суфия. XIX век.
Именно в этом городе Ясави постигает истину и занимается проповедованием, создает свои поэтические и философские шедевры.
В книге «Решахат. Капли из родника жизни» сказано: «После смерти хадже Убайдуллаха Барки и Хасана Андаки должность преемника перешла к Ахмаду Ясави. Занявший место шейха и преемника Ахмад Ясави продолжил трудиться в городе Бухаре, призывая народ к ясной религии Исламу и в свой тарикат. Позже он получил тайный знак с повелением переселиться в Туркистан».
Сложно переоценить символическое значение города Туркестан. Здесь, в столице Казахского ханства, избирались правители, проводились курултаи, принимали послов из иностранных государств. В старой части Туркестана, в комплексе Азрет-Султан, находится главная архитектурная достопримечательность средневекового города. Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, созданный в 1389-1405 годах по приказу Амира Тимура, был призван прославить Ахмеда Ясави на века.
Мавзолей является одним из самых значительных и хорошо сохранившихся историко-культурных памятников Средней Азии.
На выставке представлены реликвии, хранящиеся в Мавзолее, светильники и другие элементы наружного и внутреннего убранства великого памятника архитектуры, построенного по указу Тамерлана более 6 веков назад.
В 2003 году Мавзолей Ахмеда Ясави был внесен в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Керамика мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. XIV век.
Фрагмент облицовочного кирпича мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. XII век.
Выставка обещает путешествие в Туркестан, знакомство с мудрецом Ахмедом Ясави, и посещение величественных памятников архитектуры, не выходя из мечети Кул Шариф.
Ясмин Нуриева
Все фото с выставки: Ислам-тудей.