Табиин, великий ученый, знаток Шариата Хасан бин Йасар аль-Басри родился в 21-м году по хиджре (642 год) в Медине. Его отец Йасар был рабом великого сподвижника Зейда бин Сабита радыяллаху ‘анху, который записывал откровения, ниспосылаемые Посланнику Аллаха ﷺ. Зейд освободил Йасара сразу, как только он принял Ислам. Его мать Хайра была освобожденной рабыней матери правоверных Умм Салямы радыяллаху ‘анха.
Когда Умм Саляму радыяллаху ‘анха известили о том, что ее освобожденная рабыня Хайра родила ребенка, ее благословенное лицо засияло от радости. Она отправила служанку, чтобы пригласить к себе Хайру с ребенком.
Когда Хайра пришла к ней, то все заметили, что новорожденный был особенно милым и источал нур. Умм Саляма радыяллаху ‘анха спросила: «Ты дала ему имя?» Хайра ответила: «Я оставила это тебе». Умм Саляма сказала: «Тогда пусть его будут звать аль-Хасан».
Хасан аль-Басри рос и получал воспитание в доме Умм Салямы радыяллаху ‘анха. Умм Саляма умела читать и писать еще во времена невежества, она была известна как обладательница великих знаний, от нее передано более 387 хадисов.
Именно поэтому Хасан аль-Басри с детства рос в баракатном, богатом на знания доме. Уже с детства Умм Саляма приводила его к великим сподвижникам и они возносили за него дуа.
Однажды маленького Хасана привели к халифу ‘Умару радыяллаху ‘анху, который взял его за руку и произнес за него дуа: «О Всевышний Аллах! Даруй ему правильное понимание религии».
Действительно, среди табиинов Хасан аль-Басри был одним из лучших обладателей знаний, а также Всевышний Аллах поместил в сердца людей любовь к нему.
Он получал знания от ‘Усмана бин ‘Аффана, ‘Али ибн Абу Талиба, Абу Мусы аль-Аш‘ари, ‘Абдуллы ибн ‘Умара, ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, Малика ибн Анаса и других великих ученых. Хасан аль Басри вырос и был воспитан в обществе людей высокого нрава, чьи сердца были наполнены любовью к Аллаху.
В 37 году по хиджре семья Хасана бин Йасара переселилась в Басру. С этого времени ученого начали называть Хасан аль-Басри.
Хасан аль-Басри прекрасно понимал, что если сердце человека будет лишено благочестия, любви к Аллаху, милосердия, стыдливости и других прекрасных качеств, то пользы от его религиозных знаний будет мало.
На своем жизненном пути он встречал многих, кто, даже зная религию, хорошо понимая нормы Шариата, читая Куръан, совершал деяния, несвойственные мусульманам. Именно поэтому наравне с науками Шариата он уделял внимание и распространению наук, направленных на исправление положений сердец.
Хасан аль-Басри был одним из основоположников науки суфизма. Он не привнес ничего нового, а лишь призывал людей к искренности, благочестию и целостности души.
Да, даже если среди людей распространялось предпочтение мирских ценностей, этот век был временем благочестия, люди прислушивались к словам ученых, уважали и почитали их. К сожалению, на сегодняшний день мы наблюдаем обратное.
Если люди обладают хоть небольшим количеством знаний, то они уже стремятся вступать в споры, при этом они заинтересованы лишь в том, чтобы их точка зрения одержала верх, они даже не стесняются критиковать великих ученых.
Однако со своей стороны они не прилагают никаких усилий для того, чтобы хоть как-то улучшить состояние других, посеять зернышко добра в их сердца. Такое положение дел очень печально.
Хасан аль-Басри обращался к людям посредством наставлений, проникающих в самые дальные уголки человеческой души. Его собрания воодушевляли людей и каждый выходил из них, очистившись сердцем.
Человек, живший в его эпоху, как-то сказал: «Хасан аль-Басри был подобен тому, кто словно побывал в вечном мире и видел своими глазами всё происходящее там».
Хасан аль-Басри обладал глубокими знаниями в самых различных областях науки. В Басре многие приходили к нему в поисках знаний. Одни обращались к нему за изучением хадисов, другие – желая получить знания о тафсире Куръана, некоторые приходили с желанием улучшить свое красноречие, некоторые устремлялись к Хасану аль-Басри, желая стать обладателем искренности. Кто бы и за каким бы знанием не приходил, он всегда находил у ученого то, за чем приходил, и его сердце успокаивалось. Каждый присутствовавший на его собраниях восхищался глубиной знаний Хасана аль-Басри.
Помимо уроков в мечети, он также проводил собрания и у себя дома, где он говорил не о нормах Шариата, а рассказывал об очищении сердец, искренности, об обладании прекрасными нравственными качествами. Эти собрания были невероятно ценными для каждого.
Несмотря на то, что Хасан аль-Басри рахимахуллахи был очень благочестив и искренен, всегда был занят поклонением, получением и распространением знаний, он очень часто плакал. Язид бин Хушаб говорил, что он не видел никого, кто плакал бы чаще, чем Хасан аль-Басри и ‘Умар бин ‘Абдуль‘азиз.
Однажды Хасану аль-Басри рахимахуллахи сообщили: «Поистине, такой-то сказал о тебе дурное». Тогда Хасан аль-Басри отправил этому человеку блюдо свежих и разнообразных фиников и сказал: «Поистине, ты подарил мне свои благодеяния, и я захотел отблагодарить тебя. Однако ты прости меня, что я не могу сполна этого сделать».
В одном из своих наставлений он также сказал: «Тот, кто расскажет тебе слова других, поистине, тот расскажет и о твоих словах другим».
Передается, что однажды Хасан аль-Басри рахимахуллахи увидел смеющегося человека и спросил его: «О юноша! Прошел ли ты через мост Сират?» Юноша ответил: «Нет». После этого Хасан аль-Басри спросил его: «Тебе стало известно о том, куда ты попадешь, в Рай или Ад?» Юноша ответил: «Нет».
Хасан аль-Басри рахимахуллахи спросил: «Тогда к чему этот смех?» С того времени никто не видел этого юношу смеющимся. Таким образом слова Хасана аль-Басри рахимахуллахи проникли к сердце юноши, и он покаялся от смеха.
В эту эпоху стоило ученому дать одно наставление, как оно тут же доходило до человека, потому что они были людьми из числа тех, кто посредством знаний совершал деяния.
Хасан аль-Басри покинул этот бренный мир в ночь на пятницу в начале месяца раджаб 110 года по хиджре. Он был в возрасте 89 лет. После прочтения джума намаза по нему была совершена заупокойная молитва, после чего люди вышли попрощаться с великим ученым.
В этот день в истории Соборной мечети Басры впервые не был совершен послеполуденный намаз, потому что все жители города вышли проводить уважаемого учителя в последний путь, и тем самым город опустел.
Айсылу Юлдашева