Фото: Ислам-тудей
Сегодня, 4 декабря в Казани, в мечети Марджани, проходят 11-е Саматовские чтения, посвященные памяти выдающегося татарского ученого, религиозного деятеля и просветителя Габдулхака Саматова (1930–2009). Его имя стало символом стремления к образовательному и культурному развитию исламской общины в России, особенно в советский период и в постсоветское время.Фото: Ислам-тудей
Габдулхак Саматов родился 12 октября 1930 года в селе Старое Ибрайкино (Иске Ибрай) Аксубаевского района Татарской АССР в традиционной мусульманской семье.
Его родители за свои религиозные взгляды подверглись преследованиям властями — отец Габдулхака был репрессирован за отказ войти в колхоз и умер в заключении.
Фото: Ислам-тудей
Благодаря родителям Габдулхак рос глубоко религиозным мальчиком. Стремясь следовать законам шариата, он отказался вступать в октябрята, а позже в пионеры и комсомол. В 1951 году он был призван в армию. Даже во время службы в армии, он следовал религиозным предписаниям и регулярно совершал намазы.
После армии Габдулхак Саматов 17 лет проработал водителем. В эти годы он продолжал упорно изучать ислам. В те годы среди его наставников был известный проповедник Габдулхак Садыков.
Фото: Ислам-тудей
Вместе с Талгатом Таджуддином он несколько раз пытался окончить медресе Мир-Араб в Бухаре, однако в результате сопротивления властей все попытки заканчивались неудачей.
В последний раз его отчислили с учебы в 1968 году после отказа сотрудничать с КГБ. Тогда не помогли даже заступничество муфтия ДУМЕС Шакира Хиялетдинова и муфтия САДУМ Шамседдинхана Бабаханова.
"Габдулхак хазрат, несомненно, был ярчайшим служителем Ислама в СССР и постсоветское время"
Фото: Ислам-тудей
В 1972 году он стал имамом села Куяново Пермского края, но из-за конфликтов с местными властями, которые отказывались его прописывать, был вынужден через 3 месяца вернуться в Казань. После этого он устроился работать слесарем в единственную действовавшую в то время в Казани мечеть Марджани. Во время работы в мечети он познакомился с имамами Габдельхабиром Яруллином и Ахметзаки Сафиуллиным.
В 1981 году Габдулхак Саматов становится имамом: в разные годы он возглавлял Альметьевскую, Оренбургскую и Чистопольскую мечети. Он стал одним из первых татарских религиозных деятелей, активно занимавшихся вопросами исламского образования и реформирования мусульманского сообщества в условиях советской и постсоветской власти.
В 1990 году вместе с Исхаком Лотфуллиным они основали Казанское высшее мусульманское медресе. В эти годы он преподавал в медресе и одновременно стал имамом мечети Марджани. В 1998 году Габдулхак Саматов был избран главным казыем ДУМ РТ.
6 марта 2009 года после продолжительной болезни Габдулхак хазрат Саматов скончался в возрасте 79 лет. Он был похоронен на мусульманском кладбище Ново-Татарской слободы Казани.
Фото: Ислам-тудей
В условиях жесткой идеологической борьбы с религией, Габдулхак хазрат Саматов проявил стойкость и преданность своим принципам. Он стал одним из инициаторов создания новых образовательных учреждений, которые сочетали исламское обучение с современными знаниями.
Его усилия способствовали распространению грамотности и знаний среди мусульман, что было особенно важно в тот период, когда многие традиционные формы обучения подвергались критике и закрытию.
После распада Советского Союза, Габдулхак Саматов стал одной из ключевых фигур в восстановлении исламской идентичности и укреплении позиций мусульманской общины в России.
Его идеи легли в основу многих современных исламских учебных заведений, которые стремятся к гармоничному сочетанию традиционного исламского знания и современных научных достижений.
Габдулхак Саматов: "Прекрасных свойств характера человека великое множество, а самое замечательное – честность"
Саматовские чтения, проводимые ежегодно, стали важной платформой для обсуждения актуальных вопросов ислама, социальной справедливости, образования и культурного обмена. На чтениях собираются ученые, религиозные деятели и представители общественности, которые делятся своими знаниями и опытом, вдохновляясь наследием Габдулхака Саматова.
Габдулхак хазрат Саматов оставил глубокий след в истории ислама в России. Его жизненный путь и труды продолжают вдохновлять новое поколение мусульман, стремящихся к знаниям и культурному развитию.
Фото: Ислам-тудей
Саматовские чтения, проводимые в Казани, служат ярким напоминанием о важности образования, диалога и единства в многонациональной и многоконфессиональной стране.
Фото: Ислам-тудей
Дамир Гайнутдинов