Дед Бадруддина в начале 14 века переселился из Анкары в Алеппо, где и родился впоследствии отец ученого. Что касается самого Бадруддина, то он родился в Газиантепе в месяц Рамадан 762-го года по хиджре.
Бадруддин вырос в семье ученых. Его отец занимал должность кадия в Газиантепе, и именно у него он получил свои первые религиозные знания. Повзрослев, аль-Айни некоторое время выполнял работу кадия вместо своего отца, а после его смерти, он не захотел оставаться в своем родном городе и уехал в поисках знания. Побывал он во многих городах и странах. В Алеппо он брал знания у Джамаля аль-Малати, а в Иуерусалиме – у Ала ас-Сирамида (да помилует их Аллах). Вместе со своим учителем ас-Сирамидом он направился в Каир и поселился в медресе имени султана Баркука. Примечательно, что медресе было частью комплекса, в котором также были включены мечеть, мавзолей и ханаки (суфийская обитель).
Бадруддин пробыл в этом медресе до смерти своего учителя ас-Сирамида. В Каире он требовал знания у таких ученых, как Сираджуддин аль-Булькини, Зайнуддин аль-Ираки и Абу аль-Фатх аль-Аскалани (да помилует их Аллах).
Окончательно поселившись в Каире и заслужив там доверие властей, в 801 году (1398-99) Бадруддин аль-Айни был избран мухтасибом Каира. На этой должности его обязанностью было следить за тем, чтобы моральные нормы ислама в городе претворялись в жизнь. Кроме того, мухтасибы в то время отвечали за надзор за весами и мерами на рынках. Также он начал преподавать фикх в медресе Махмудия.
Когда на престол аль-Малик аз-Захир Татар, Бадруддин в 829 году (1425-26) занял должность главного кадия по ханафитскому мазхабу в Каире. Приближенность Бадруддин аль-Айни (да помилует его Аллах) к правящей власти можно объяснить тем, что он безупречно знал турецкий язык. Он перевел для аль-Малика аз-Захира Татара книгу «Мухтасар аль-Кудури» на турецкий язык. А, посещая султана Барсбая, он читал ему свою книгу по истории на арабском языке и разъяснял важные моменты на турецком.
После смерти очередного правителя Сейфуддина Барсбая, Бадруддин аль-Айни был отстранен от должности главного кадия и мухтасиба. Продолжая преподавать религиозные науки в этот период, он больше времени стал уделять написанию книг в своем доме.
После того, как правителем султаната стал аль-Малик аз-Захир Чакмак, Бадруддин был отстранен и от преподавания. У него возникли финансовые трудности, из-за чего ему пришлось зарабатывать на жизнь продажей своих книг. Таким образом, великий ученый умер в бедности в 855 году по хиджре (1451) и был похоронен во дворе построенного им медресе Айния.
У ученого были разногласия с его современниками, историком Макризи и Ибн Хаджаром аль-Аскаляни (да помилует их всех Аллах). Говорят, что его напряженные отношения с известным историком Макризи возникли по той причине, что Бадруддин занял должность мухтасиба, которую до него занимал Макризи. Что касается Ибн Хаджара, то его разногласия с Бадруддином возникли по причине написанного им шарха (комментария) к сборнику имама аль-Бухари.
Бадруддин аль-Айни написал множество ценных трудов по различным религиозным наукам. В основном он писал на арабском языке, однако в списке его трудов есть книги и на турецком. Ниже будут приведены его несколько самых известных трудов.
1. «Икд аль-Джуман фи тарихи ахль аз-заман» («История человечества в разные эпохи»). Эта книга была написана в 20 томов, но потом ученый вместе со своим братом сделал его сокращенную версию на 8 томов.
2. «Умдат аль-кари фи шарх сахих аль-Бухари». Эта книга является комментарием (шарх) к сборнику хадисов имама аль-Бухари. Бадруддин аль-Айни написал его, прочитав книгу своего современника Ибн Хаджара аль-Аскаляни, «Фатх аль-Бари». Он был не согласен с Ибн Хаджаром в некоторых вопросах, о чем открыто говорил в своей книге. Эти нападки по всей вероятности и стали причиной их неприязни друг к другу.
3. «Аль-Биная фи шарх аль-хидая» является шархом к известной книге по фикху великого ученого Маргинани. Книга была издана в Каире.
4. «Рамз аль-хакаик фи шарх Канз ад-дакаик» является шархом к книге по исламскому праву великого ученого Абу аль-Бараката ан-Насафи. Эта книга была издана множество раз.
Islam-today