Фото: elements.envato.com/ vinnikava
‘Уваймир ибн Малик аль-Хазраджи, также известный как Абу ад-Дарда’ радыяллаху ‘анху, до ислама зарабатывал на жизнь торговлей благовониями. Он стал последним язычником в своей округе, обратившимся в ислам. Его приход к религии произошел весьма примечательным образом.
Его соплеменник и близкий друг ‘Абдулла ибн Раваха радыяллаху ‘анху принял ислам ранее и успел отличиться в битве при Бадре. Однажды он пришёл в дом к своему другу, когда того не было дома, и зашёл в комнату, где Абу ад-Дарда’ хранил своего персонального идола.
Статуя стояла на самом почётном месте, и в тот день перед уходом на работу Абу ад-Дарда’ даже нарядил её в мантию из изысканного шёлка и умастил самым дорогим мускусом из своей собственной лавки. ‘Абдулла ибн Раваха вытащил топорик, размолотил идола Абу ад-Дарды’ на мельчайшие кусочки и удалился.
Пришедший позже домой Абу ад-Дарда’ разгневался, увидев на полу груду осколков, оставшихся от того, что он считал богом. Сперва он решил отомстить своему другу, но вскоре его ярость утихла, и он пришёл к простому выводу: «Если бы в этом идоле было что-то хорошее, он бы непременно смог защитить себя от вреда».
Фото: elements.envato.com/ guyswhoshoot
Примеры высокой нравственности сподвижников Пророка (ﷺ). Повествование о том, как Абу ад-Дарда принял Ислам
Вот так Аллах поворачивает сердца людей! Абу ад-Дарда’ принял ислам и стал усердно навёрстывать упущенное, проводя дни и ночи в поклонении, получении знаний и заучивании Корана.
Вскоре он решил оставить торговлю, поскольку она не позволяла ему посещать мечеть так часто, как он хотел, и наслаждаться поклонением в полной мере. Когда его спросили о причине такого поступка, он заметил: «Я не говорю, что торговля запрещена. Но я хочу быть одним из тех, кого его заработок не отвлекает от поминания Аллаха».
Абу ад-Дарда’ полностью отказался от роскоши и комфорта земного мира, довольствуясь куском пищи и грубой одеждой, необходимой лишь для прикрытия тела.
Во время пророческой миссии Мухаммада ﷺ Абу ад-Дарда’ был одним из сподвижников, которые записывали Коран во время его ниспосылания и хранили аяты у себя дома.
Когда повелителем правоверных был ‘Умар ибн аль-Хаттаб радыяллаху ‘анху, он захотел назначить Абу ад-Дарду’ наместником в Шаме, но тот отказался. Когда ‘Умар стал настаивать, Абу ад-Дарда’ ответил: «Если ты будешь доволен тем, что я пойду учить жителей Шама Книге Аллаха и Сунне Его Пророкаﷺ, а также совершать с ними намаз, то я согласен».
Мечеть Омави в старом районе сирийского города Дамаск. Фото: elements.envato.com/ wirestock.
‘Умар согласился, и Абу ад-Дарда’ поехал в Дамаск. Нового правителя поразил роскошный образ жизни жителей Шама, и он обратился к ним с проповедью, напомнив об ‘адитах, ранее населявших эти земли.
— Вы строите дома, в которых не живёте, и мечтаете о том, чего не получите!.. Сколько богатства и сыновей было у народа ‘Ад! И кто из вас сегодня купит у меня то, что от них осталось, хотя бы за два дирхема?
Эти слова заставили жителей Дамаска разрыдаться.
Всё время своей службы наместником Абу ад-Дарда’ активно распространял знания и наставлял людей.
Однажды вечером ‘Умар радыяллаху ‘анху приехал в Дамаск проведать Абу ад-Дарду’ и застал того в доме в полной темноте. Он обнаружил, что Абу ад-Дарда’ кладёт под голову конское седло вместо подушки, спит на матрасе, набитом галькой, а укрывается тонкой простынёй, не спасающей от холодных дамасских ночей. ‘Умар спросил:
— Разве я не должен был сделать твою жизнь более комфортной? Разве я не посылал тебе деньги?
В ответ Абу ад-Дарда’ напомнил о хадисе Пророка ﷺ: «Пусть будет у каждого из вас мирских благ столько же, сколько есть поклажи у всадника», и спросил ‘Умара: «Что же мы сделали после этого?»
Оба разрыдались и плакали до рассвета, думая о богатстве и роскоши, которые стали доступны мусульманам с расширением их государства и захватили многих из них, отвлекая от поклонения.
Абу ад-Дарда’ радыяллаху ‘анху покинул этот мир в 32 году хиджры. Абдурахман ибн ‘Ауф сказал о нём: «Абу ад-Дарда’ отталкивал от себя мирское руками и сердцем».
Мольба, защищающая от бед и несчастий
Чагры Хасаев