Фото: elements.envato.com/ Seva_blsv
Яхья бин Сафар аль-Березеви (1758—1838) родился в деревне Большие Берези (Олы Бәрәзә) Атнинского района Республики Татарстан. Он обладал большими познаниями в исламе, был хорошим поэтом – писал стихи на персидском и татарском языках, занимался философией и народной медициной.
Однако в народе Яхья ишан стал больше известен как человек, который имел связи с джиннами, мог с ними общаться и подчинять их своей воле. По некоторым преданиям у него в служении были джинны, которые помогали ему в переписывании книг. Нужно отметить, что бо́льшая часть информация о Яхье ишане сохранилась благодаря Шигабутдину Марджани и Ризаэтдину Фахретдину.
Фото: den781/ shutterstock.com
Яхья ишан свое начальное образование получил в родной деревне. А затем уехал учиться в знаменитое Каргалинское медресе в Сейдовом Посаде (пригород Оренбурга). Потом он углублял свои знания в некоторых других медресе Волго-Уралья.
После учебы Яхья хазрат вернулся в Заказанье и занял пост имам-хатыба и преподавателя в деревне Шека (ныне в Арском районе РТ). Кроме того, то являлся суфийским наставником.
Согласно Ризаэтдину Фахретдину, основная часть мюридов Яхьи бин Сафара была из татар-мишарей. Так, по его данным (из письма ахуна и мухтасиба деревни Иса Исхака бин Абдурашида, 27 май 1829 года) в Инсарском уезде Пензенской губернии было 20 татарских деревень, и все их имамы были мюридами Яхьи ишана.
Больше всего информации о Яхье ишане оставил Шигабутдин Марджани. Например, Марджани пишет: «Говорят, что он мог подчинять себе джиннов, и до сих пор, если простые люди почувствуют сильный ветер или услышат сильный голос, то говорят: «Это джинны из д. Шеки».
Марджани также приводит свидетельства мюридов Яхьи ишана, например, Мусы бин Абдурашида ат-Тунтари, который рассказывал, что мулла Яхья ишан в действительности мог подчинять себе джиннов и несколько раз показывал это своим мюридам на деле.
Фото: elements.envato.com/ hemul75
Марджани также приводит свидетельство муллы Мухаммада бин Ихсана, который рассказывал, что Яхья ишан показывал его отцу, мулле Ихсану бин Умару, и мулле деревне Бурбаши письмо, которое якобы было написано джиннами.
В те годы книги не печатались, а переписывались вручную, и это отнимало много времени. В народе ходило поверье, что Яхье ишану в этом деле служат особые джинны-переписчики, которые помогают ему в переписывании книг.
Фото: elements.envato.com/ AtlasComposer
Другой особенностью Яхьи ишана было медленное неторопливое совершение намазов. Во время поклонения Аллаху он совершал все действия спокойно и по порядку. Поэтому уже во времена Марджани красиво совершаемые намазы было принято называть «намазами Яхьи ишана». По этой теме Яхья хазрат написал даже отдельный трактат.
А еще Яхья ишан стал известен своей поэмой из пятистиший, которая была написана как дополнение к знаменитой «Касыде аль-Бурда». В ней он призывал людей почаще вспоминать о Всевышнем. Другим важным произведением ишана является поэма «Завещание» («Васыятьнамә»). В ней он призывает молодежь овладеть знаниями и критикует невежественных наставников и учителей.
Фото: elements.envato.com/ 2ikononova
Яхья ишан умер в феврале 1838 года в возрасте 80 лет и был похоронен на кладбище деревни Шеки. Да смилуется Всевышний над ним.