Кто владел типографией, где был напечатан Коран на татарском языке?

Царица рек в торжественном теченье
К далеким Каспия обширного водам.
Ты уклоняешься к Казани на свиданье
С сей древней матерью татарским городам!..
Ее со всех сторон, как друга, обнимаешь,
И трепетной струей приветствуешь луга,
И тихо с голубых рамен дары слагаешь
На оживленные Булака берега...

Так писал о столице Татарстана Николай Лобачевский. Если вы хотите оказаться одновременно на Востоке и на Западе, то, непременно, надо посетить Казань. «Третья» столица России исторически впитала в себя колорит двух разных мировых культур — Мудрого Востока с его любовью к волшебным сказкам, пышному убранству и Рационального Запада с его деловой хваткой и активной экономической деятельностью.

А мы продолжим с вами виртуальную экскурсию по одному из самых красивейших городов мира, окунемся в многовековую историю

1. Где раньше располагалась Казанская учительская инородческая семинария?

Казанская учительская инородческая семинария – закрытое учебное заведение, аналогов которому не было в России XIX века. Здесь готовили учителей для сельских народных начальных училищ, способных преподавать на родном языке для сельских жителей. Также готовили и священников для нерусских народов. В семинарии обучались представители народов Поволжья и Приуралья – в основном это были татары, башкиры, марийцы, удмурты, мордва, чуваши. Открыта семинария была в 1872 году на основе «Правил о мерах по образованию инородцев» (1870 год) с целью подготовки педагогов для работы в двуязычных начальных училищах, что способствовало христианизации населения и сближению инородцев с русским населением.

В основу подготовки учителей легла педагогическая концепция Н.И.Ильминского.

Срок обучения в семинарии составлял три года. Параллельно с общеобразовательной и педагогической подготовкой  предусматривались переводческая практика, церковное пение на родном языке, работа в переплетной, кузнечной, столярной и слесарной мастерских.

Сейчас на месте Казанской учительской инородческой семинарии расположен Казанский колледж технологии и дизайна.

2. В Казанской татарской учительской школе  в разное время учились два татарских революционера. Обучался в этих стенах и человек, бывший учителем обоих революционеров. Как его звали?

Вторым центром просвещения стала Казанская татарская учительская школа, открытая в 1876 году на основании положения о татарских учительских школах. Это было совершенно новое образовательное учреждение для татар с преподаванием на русском языке. Здесь проходила подготовка учителей для начальных татарских училищ Волжско-Уральского региона. Ежегодно из школы выпускались десятки кадров со специальным средним образованием. За период с 1876 по 1917 года школа подготовила около 400 учителей. Состав учащихся в социально-сословном отношении был довольно разнообразным: обучались дети дворян, духовенства, купцов, мещан и крестьян.

Среди преподавателей учительской школы были Шигабутдин Марджани, Шигаб Ахмеров, Михаил Пинегин. А у истоков образования школы стоял Каюм Насыри, уделявший особое внимание в педагогической практике принципу наглядности в обучении.

А фамилия человека, который «укыды и укытты» - Таhиров.

3. Термины какой науки, введенные Каюмом Насыри, прочно вошли в татарский литературный язык и сейчас употребляются в школах?

Выдающийся ученый, писатель и просветитель татарского народа Каюм Насыри (Габделкаюм Габделнасырович Насыров) в течение своей более чем полувековой научной, литературной и педагогической деятельности издал около сорока трудов по художественной литературе, фольклору, филологии, педагогике, математике, истории, географии, астрономии и другим отраслям науки. Каюм Насыри был истинным ученым, он горячо любил свою родину, свой народ и много сделал для его развития.

Будучи писателем-демократом, просветителем, Каюм Насыри всю свою жизнь отдал делу распространения среди татарского населения науки и знания, культуры и прогресса. Он шел впереди представителей демократического направления в общественной жизни, постоянно ратовал за сближение татар с деятелями русского революционного движения, боролся за изучение татарами русского языка.

Сейчас в школах употребляются термины арифметики, введенные татарским просветителем.

4. На улице Габдуллы Тукая расположено здание, в котором печаталась большевистская газета. Здесь же находилась и книгоиздательская фирма, которая печатала книги и газеты на татарском языке. Как звали владельцев фирмы?

В 1898 году купцы Каримовы открыли здесь торговый дом, занимающийся продажей книг и печатных изделий. В то время в Казани возникают первые татарские газеты и журналы, печатаются художественные произведения, книги богословского и научного характера.

Спрос на печатную продукцию рос очень быстро, поэтому в 1900 году купцы решили открыть собственную типографию, которая через некоторое время стала крупнейшей во всей России, опережая даже московских и питерских печатников. Тиражи татарской литературы и количество наименований книг приводили в шок приезжавших в Казань иностранцев.

5. Кто владел типографией, где был напечатан Коран на татарском языке?

Иван Николаевич Харитонов владел типографии, в которой был напечатан Коран на татарском языке. Харитонова в Казани прозвали «татарский Гуттенбергом». Начал он свою карьеру еще мальчишкой, когда был учеников наборщика в типографии Казанского университета. Его первым наставником был Ибрагим Кавалеев. В университетской типографии Иван научился набирать тексты на самых разных языках, в том числе и на татарском. После поездки в Европу, где он изучал полиграфическое дело, открыл в Казани свою типографию. Первым заказчиков Харитонова стал татарский драматург Галиаскар Камал.

6. Где находится место, объединяющее все религии? Как оно называется?

Строительство Храма всех религий казанский художник Ильдар Ханов начал на своем дачном участке в 1994 году. Уникальное здание объединило в себе черты католических, православных и буддистских храмов, мечети и синагоги. Расположенная недалеко от Казани постройка была задумана не как религиозный центр, а как комплекс, включающий действующий музей, концертный зал и выставочную галерею.

Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Ильдар Ханов верил, что Бог един для всех, и не хотел разделять религии. Он планировал объединить в своем детище, которое сам называл «Вселенским храмом», 16 религий разных народов мира. Это сооружение должно было служить не религиозным целям, а человеку: создатель храма хотел включить в комплекс театр, детскую школу искусств, мемориал павшим в войнах и даже реабилитационный центр для наркозависимых.

Ильдар Ханов вел строительство храма на деньги, собранные с благотворительности, не имея собственных накоплений, пока продолжительная болезнь не унесла его жизнь 9 февраля 2013 года. Храм всех религий еще не завершен и его строительство продолжается по сей день. Находится он по адресу поселок ст.Аракчино, дом.

7.  Сотрудник этой фирмы не может брать на рабочее место ничего, даже деньги. О каком месте идет речь?

 

Машинист, работающий в казанском метро, не имеет право брать с собой в вагон личные вещи. Даже деньги.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle