В арабских источниках первые сведения о волжских булгарах мы встречаем у знаменитого мусульманского географа X века Абу Зайда Ахмеда ибн Сахля аль-Балхи (850–934) и известного путешественника Ахмада ибн Фадлана аль-Аббаса ибн Рашида аль-Багдади (I пол. X века).
Известно, что аль-Балхи родился в 850 году в деревне Шамистиян в окрестностях Балха. Сейчас этот город находится на территории современного Афганистана. Своё основное образование аль-Балхи получил в Багдаде.
Среди его учителей был аль-Кинди и его ученики. Аль-Балхи занимался математикой, астрономией, врачеванием, а также психологией, но в европейской науке он стал наиболее известен как географ. Его самым знаменитым трудом является работа «Ашкаль аль-билад» («Виды стран»).
Эта работа также известна как «Сувар аль-акалим» («Карты климатов») или «Таквим аль-булдан» («Разделение городов»). В ней аль-Балхи оставил сообщения о булгарах, хазарах, буртасах и башджарах. Судя по работе аль-Балхи, информацию о волжских булгарах он получил от некоего мусульманского проповедника, побывавшего в тех краях.
К сожалению, о личной жизни ибн Фадлана нам практически ничего не известно. Но, в отличие от аль-Балхи, он лично посетил Волжскую Булгарию в 922 году в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (895–932).
Некоторые ошибочно полагают, что ибн Фадлан руководил посольством халифа в Булгарию. Однако это не так. Посольство халифа возглавлял Сусан ар-Раси, а Ахмад ибн Фадлан был включен в неё в качестве писца. Но именно ибн Фадлан написал свой знаменитый труд «Рисаля», в котором описал всё увиденное во время путешествия и, таким образом, увековечил своё имя в истории.
Аль-Балхи в своем труде «Ашкаль аль-билад» писал, что Булгар – имя страны, жители которой исповедуют ислам, и имя города, в котором находится главная мечеть. Недалеко от этого города лежит другой город, Сивар (Сувар), где также находится главная мечеть.
Мусульманский проповедник, от которого он получил информацию, также сказал, что число жителей обоих городов достигает 10 000 человек. Дома у них деревянные и служат зимними жилищами; летом же жители расходятся по войлочным юртам. Тот же проповедник рассказал аль-Балхи о долгих днях и коротких ночах летом и коротких днях и долгих ночах зимой.
Читайте также: Болгар – северная точка ислама
Ибн Фадлан в своем «Рисаля», написанном в виде путевых заметок, несомненно, оставил самое подробное описание булгар. Автор также сохранил уникальные описания быта и обычаев огузов, башджар и хазар.
Однако остается важным вопрос: кто первым написал о волжских булгарах? Судя по всему, это был аль-Балхи. Считается, что его труд «Ашкаль аль-билад» был написан в 920 году, то есть за 2 года до поездки ибн Фадлана к булгарам.
Посольство халифа аль-Муктадира прибыло в Волжскую Булгарию 12 мая 922. Это посольство имело в основном символический характер: с одной стороны, Волжская Булгария признавалась частью мусульманского мира, с другой – булгарский правитель демонстрировал своё подчинение аббасидскому халифу.
Нет сомнений в том, что ещё до приезда посольства из Багдада часть населения Волжской Булгарии придерживалась ислама. В том числе семья правителя Алмуша и его приближенные. В то время уже существовали мечети, в них читали азаны и совершали намазы.