Фото: Ислам-тудей
В ведении духовенства были также школы (мектебе и медресе). Сохранились данные о существовании в Казани при Соборной мечети большого медресе и библиотеки, которыми в 1552 году руководил Кул-Шариф. Также существовала развитая система мусульманского образования от начальных школ (мектебы) до высших школ (медресе). Этой системой обучения основам грамоты и законоведения была покрыта вся территория ханства.
Казанское ханство было страной развитой культуры. Благодаря системе мусульманского образования, население страны обучалось грамоте и основам религии. Сохранились сведения о наличии при медресе богатых библиотек и школ переписчиков – каллиграфов.
Как и в предшествующее время развивалась татарская литература, опиравшаяся на достижения тюркской литературы Улуса Джучи. До нашего времени сохранились поэмы поэта-гуманиста Мухаммедъяра «Тухфаи мардан» («Дар мужей», 1540) и «Нури содур» («Свет сердец», 1541), поэма воина-суфия Шерефи Хаджитархани «Зафер-наме-и вилайет-и Казан» («Книга побед Казанского государства»,1550), а также отдельные стихи и отрывки поэтов Эмми-Камала, Мухаммад-Амина, Гарифбека.
Фото: Ислам-тудей
Существовала и государственная историография, сохранившаяся в генеалогиях и фольклорной традиции. Кроме этих широко известных фактов об интеллектуальной жизни в городе говорят и другие данные. Например, в послании крымского хана Саадат-Гирея московскому великому князю (1526 г.) содержится просьба «об отпуске в Казань к Сафа-Гирею Усеин сеита для взятия там некоторых книг», а в 1549 г. казанские беки направили к султану Сулейману I посольство с просьбой прислать на казанский трон султана Давлет-Гирея и отправили при этом в качестве подарка оттоманскому султану книгу на персидском языке, которая, как полагают исследователи, являлась трудом Закарии ал-Казвини «Аджаиб ал-махлукат ва гараиб ал мауджудат» (Чудеса творения). Иными словами, книжная культура и литература в Казанском ханстве развивались в традициях тюрко-мусульманской цивилизации.
Формируется также и народное искусство – фольклор, музыка, декоративно-прикладное искусство и т.д. Наряду с такими жанрами, как сказки, легенды и предания, широкое распространение получил жанр исторической песни – баит, а также эпические произведения – дастаны «Сак-Сок», «Идегей», «Чура-батыр» и др.
Высокого уровня достигло декоративно-прикладное искусство, отразившееся, в частности, в ажурных женских украшениях, расписанном оружии и надгробных памятниках с эпитафиями, покрытыми растительным орнаментом.
Как татары стали реформаторами ислама?
Великолепные образцы народного изобразительного творчества сохранились в отдельных ювелирных, а также бытовых изделиях, например, известны бронзовые и серебряные кувшины и чаши с гравированным и чеканным орнаментом.
Интересным вещественным источником является так называемая «казанская шапка» Ивана Грозного из чеканного золота с самоцветами и опушкой из драгоценного меха, хранящаяся в музее Московской Оружейной палаты и, очевидно, изготовленная московскими ювелирами по образцу казанской ханской короны.
Фото: Ислам-тудей
Традиции предшествующего периода продолжали развивать мастера резьбы по камню. Во многих местах Заказанья до сих пор сохранились великолепные образцы белокаменных надгробий, покрытых арабографическими эпитафийными надписями и затейливыми орнаментами.
Культура периода Казанского ханства продолжала дальнейшее развитие традиций, выработанных в период Улуса Джучи, обогащенная новыми веяниями со стороны Средней Азии, Ближнего Востока, Египта и Руси, она стала связующим звеном между татарской средневековой культурой и культурой татар Нового времени.
Фото: Ислам-тудей
Ислам в средневековой истории Волго-Уральского региона сыграл важную, определяющую роль. Со времени проникновения в VIII–IX вв. в среду тюрок и до широкого распространения ислама, ставшего культурной и политической основой татарских государств Поволжья, ислам прошел значительный путь – от небольшого регионального центра мусульманской цивилизации, которым стало Булгарское государство в начале X в., до целого созвездия тюрко-татарских государств Евразии.
За этот период роль ислама стала решающей, причем не только на уровне государственных институтов, дворцовых ведомств и феодального слоя, но и на низовом, народном уровне. За эти шесть веков ислам превратился в стержень народной культуры, когда традиционные верования и представления постепенно переходили в наследие предков, сохраняя его цивилизационные и интеграционные традиции.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина