С образованием в начале 1440-х годов самостоятельного Крымского ханства процесс исламизации крымского полуострова вступил в новую фазу. На данном этапе религиозные факторы обоснования власти и властных решений становились все более и более актуальными для правителей постордынских государств.
О сакрализации ханской власти свидетельствует утверждение права крымских ханов на хутбу, то есть поминание их имени в пятничной проповеди после имен Пророка и его сподвижников, которое рассматривалось как один из атрибутов независимости государства.
Хан обладал широкими полномочиями как глава государства и верховный военачальник, однако его власть ограничивалась коллегиальным советом – Диваном, в состав которого входили представители высшей аристократии и духовной власти. В инскрипциях ярлыков крымских ханов данного периода упоминаются следующие представители мусульманского духовенства: сеиды, муфтии, мударрисы, кадии, шейхи, суфии, писцы Дивана.
Сеиды, генеалогия которых возводится к четвертому праведному халифу Али ибн Абу Талибу (ум.661), приходившемуся двоюродным братом пророку Мухаммеду и женатому на его дочери Фатиме, по мнению Д.М. Исхакова, образовывали особую группу мусульманского духовенства, выходцы из которой возглавляли всю корпорацию мусульманских священнослужителей; муфтии – толкователи закона, имевшие право выдавать фетву по спорным духовным и юридическим вопросам; кадии – судьи, вершившие правосудие на основе шариата; мударрисы – учителя богословия.
Суннизм и Крымское ханство: как шло распространение ислама?
Значение сеидов при дворе крымских ханов отмечается и в шертных грамотах, при принесении присяги сеиды всегда упоминаются непосредственно вслед за ханами и султанами, выступая гарантами клятвенных обязательств. Высокое положение сеидов при крымском дворе и в целом в ханстве отразилось в их родственных связях как с правящей династий, так и с влиятельными крымскими кланами.
После турецкого завоевания Южного берега Крыма в 1475 г. на функционирование ислама в Крымском ханстве значительное влияние оказывало тесное взаимодействие с Османской империей. Однако среднеазиатское влияние, сильно ослабев, все же полностью не исчезло, ибо османский Крым находился на пути среднеазиатских паломников.
Крымские владения Османов в XVI в. делились на шесть округов (кадиликов) – Кефе, Судак, Мангуп, Керчь, Тамань и Азов.
Кадии назначались из Стамбула главным муфтием. Во главе духовных властей синджака стояли ханафитский муфтий, имевший высокую богословско-судейскую степень, и главный кадий.
В 1517 году турецкий султан принял титул халифа всех мусульман–суннитов и стал не только сюзереном, но и главой исламской иерархии в Крымском ханстве.
В период правления Исляма II Герая (1584–1588 гг.) имя турецкого султана включили в хутбу мусульман Крыма перед именем хана.
В XVI в. в Турции из муфтиев начали избирать шейх-уль-ислама, курировавшего духовные власти на подведомственных Османской империи территориях.
Как Крымское ханство стало мусульманским?
И. А. Мустакимов приводит интересные данные о крымско-османских контактах в области мусульманского правоприменения, относящихся к данному периоду, о выявленном в библиотеке «Сулеймания» списке фетвы шейх-уль-ислама Абу‑с‑Сууда-эфенди (жил в 1490–1574 гг.), адресованной Девлет-Гирею I. Хан испрашивал вердикта главного законоведа Османской империи по вопросу о необходимости уплаты закята с доходов, поступающих в ханскую казну.
О росте влияния османского мусульманского духовенства свидетельствует и то, что при разрешении спора между претендентами на ханский престол – Гази Гиреем и Фатихом Гиреем – решающее значение имело мнение кафинского муфтия Абд ар Раззак-эфенди, выдавшего соответствующую фетву в пользу Гази Гирея.
Столица Крымского ханства переместилась сначала в укрепленную горную крепость Кырк-Ер (Чуфут-Кале), затем в Салачик, расположенный в долине у подножия Чуфут-Кале, и, наконец, к 1532 году в Бахчисарай.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина