Как жили мусульмане Румынии и Болгарии в первой половине XX века?

Истории известны примеры толерантного, дружественного отношения к представителям разных религий. Ученые отмечают, что такое доброе отношение к различным конфессиям наблюдалось в Золотой Орде, или Казанском ханстве. Ведь в Священном Коране (сура «аль-Маида», аят 48) сказано: "...Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы вас одной общиной, для которой не было бы различий в руководстве на пути веры в разные периоды. Но Он сделал так, чтобы испытать вас на верность тому, что Он ниспослал вам в шариате, соблюдение которого показывает, кто повинуется Аллаху и кто не повинуется. Пользуйтесь случаем и опережайте друг друга в сотворении добрых дел и благого».

Нам известны также примеры враждебного отношения к правоверным в недавние времена, в эпоху, так называемого, развитого социализма в Болгарии, где в 1970–80 годах даже традиционные имена мусульман были принудительно изменены на болгарские, были приняты жесткие меры против ислама и турецкого языка.

В журнале «Милли юл» 1 августа 1929 года была опубликована публицистическая статья «Мусульмане Добруджи», автором которой является крупный татарский общественный деятель и писатель Гаяз Исхаки (1878-1954). Обратимся к тексту этой публикации.

Большая община мусульман Румынии проживает в Добрудже. Есть правоверные и в других регионах этой страны, но они не столь многочисленны, а потому не имеют такого влияния на общественную жизнь, а вот мусульмане Добруджи и по своей численности и по роли, которую они могли бы играть в политической и экономической жизни государства представляют мощную силу, с которой пришлось бы считаться властям. Они в настоящее время порастеряли ту главенствующую роль, которую играли в прошлом, однако занимают третью позицию по своей численности после румын и болгар. Румынское правительство, как и прежде в довоенные годы благосклонно относится к мусульманам, проживающим в Добрудже. Власти предоставили широкую автономию мусульманам, которая открывает широкие возможности соблюдать свою религию, сохранять свои национальные традиции и обычаи. Для них здесь открыты школы, медресе, им оказывается материальная помощь и поддержка. Ввиду этой сложившейся дружественной обстановки румынская власть взрастила из среды мусульман Добруджи целое поколение мусульман, которые доброжелательно относятся к Румынии.

Здесь и до войны между властными структурами и мусульманами сохранялось взаимопонимание и открытость, а вот после боевых действий, когда к Румынии присоединились земли, которые были в руках болгар, положение несколько изменилось. Самое главное - количество мусульман возросло в два раза и достигло 200 тыс человек. Потому, естественно, возросли их потребности и интерес к культуре своего народа. Это произошло потому что мусульмане, находясь в прошлом под властью болгар, испытывали на себе влияние политики болгарского правительства по ассимиляции живущих в Болгарии народов. В рамках данной политики мусульманам не было разрешено открывать свои школы, а также было запрещено участвовать в общественных движениях, которые позволили бы открыть правоверным глаза на действительность. Власть, поддерживая некоторых ретроградов и ортодоксов из числа религиозных деятелей, не чинила препятствий в работе старых учебных заведений, и, напротив, предпринимала недружественные действия по отношению к передовой прогрессивной интеллигенции, ученым и богословам. Именно поэтому, когда состоялось объединение мусульман стало очевидно, что в пределах одного государства, каким является Румыния, оказались два сообщества мусульман, различающихся и в культуре, и в жизненном уровне, и в степени образованности. Первое сообщество, которое десятилетиями проживало в Добрудже, восприняло культурные традиции румын, завоевало их уважение и принимало активное участие в общественной жизни страны. А те мусульмане, которые находились под властью Болгарии, были лишены возможности участия в работе органов местного управления и общественных организаций, не имели разрешения отправлять свои религиозные обряды и соблюдать национальные традиции.

Именно поэтому среди них не было того доверия и заинтересованного участия в делах госорганов. Причем это настороженное и неприязненное отношение к власти они сохранили и по отношению к румынским госструктурам, что породило взаимное недоверие и неприязнь. Однако румыны придерживались тех же взглядов и той же политики, которую они проводили по отношению к мусульманам, проживавших в Румынии десятилетиями. Власти позволили им открывать школы и медресе и даже помогали делать это. Тем самым открывались пути к прогрессу и развитию мусульман. Однако, несмотря на то, что мусульмане составляют основную часть населения во вновь присоединившейся к Румынии части новых земель, образ их жизни и общественная активность оставляет желать лучшего. Как известно, Румыния страна, в которой признаются права национальных меньшинств и их конфессиональные особенности. Здесь делается многое, чтобы новые граждане не чувствовали себя в чем-то ущемленными по сравнению с теми же мусульманами долгое время проживающими в этом государстве.

(Продолжение следует)

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle