Относительно физического и морального облика Абу Ханифы историки-биографы приводят одинаковые сведения: он был чуть выше среднего роста, имел приятную внешность, чёткую дикцию, обладал острым умом и ясной речью . От Хаммада – сына Абу Ханифы дошли сведения, что он был высоким, смуглым, приятным на вид и очень степенным, он никогда не говорил, пока его о чём-либо не спросишь, и никогда не говорил о том, чего не знал .
От Ибн Дуккейна же дошли следующие сведения: «Абу Ханифа был приятен лицом, имел красивую бороду и ухоженный внешний вид, он носил хорошую одежду и обувь, в его обществе всегда было приятно находится, он был очень благоразумным и степенным человеком, был очень щедр и обходителен со своими братьями, о его скором появлении было понятно по опережающему его запаху благовоний, которыми он очень любил умащаться».
Некоторые историки также приводят от сына Абу Ханифы Хаммада следующие сведения: «Он имел опрятную внешность, всегда носил хорошую одежду и от него всегда приятно пахло. Он специально выбирал лучшую одежду и лучшие масла для умащения, и в этом он не противоречил своему аскетизму, а напротив – следовал своей природе, ведь так поступал пророк (мир ему), а значит это – сунна» .
Немало трудов учёными первых, и более поздних поколений было написано и о моральном облике Абу Ханифы . Во всех биографических источниках говорится, что он был крайне набожным, богобоязненным, кротким, добрым, крайне почтительным к своим учителям и снисходительным к своим ученикам, стойким в учёбе и терпеливым в обучении человеком.
Относительно его поклонений Захаби пишет следующее: «Во многих биографических источниках говорится, что Абу Ханифа проводил ночи в бдении и поклонении, совершая намаз тахаджуд. За его продолжительные простаивания в молитве он получил прозвище «الوتد» или «вкопанный как столб». На протяжении тридцати лет он прочитывал Коран в одном рака’ате ночного намаза тахаджуд. На протяжении сорока лет он совершал утренний намаз с омовением вечерней молитвы».
Ибн ал-Мубарак пишет, что большую часть ночи Абу Ханифа плакал и проводил в поклонении . Мис’ар ибн Кидам , описывая ночное поклонение Абу Ханифы, писал: «Однажды я увидел его совершающим утренний намаз. Став наблюдать за ним после, я увидел, что до самого полуденного он был занят укреплением знаний в группе с другими. После полуденного намаза – до предвечернего, и после предвечернего намаза – до вечернего он также был занят знаниями. Тогда я подумал, уделит ли он хоть немного времени ночному поклонению?
Продолжив свои наблюдения, я стал свидетелем тому, как, придя в уже опустевшую мечеть одетым словно жених, он встал на намаз тахаджуд, который совершал вплоть до самого утра. Когда пришло время утреннего намаза, он поменял одежду и совершил вместе со всеми утренний намаз. Тогда я подумал: если всю ночь он провел в поклонении, что он будет делать днем? Продолжив свои наблюдения днем, я обнаружил, что этот его день был точно таким же как и предыдущий.
Продолжив свои наблюдения ночью, я обнаружил, что и ночные его поклонения были точно такими же, как и в предыдущую ночь. Тогда я дал себе слово, что буду следовать за ним, пока не умру, либо пока не умрет он сам. За всё время нахождения рядом с ним, я ни дня не увидел его не постящимся, и ни единой ночи я не увидел его пребывающем во сне. Спал он лишь непродолжительное время перед полуденной молитвой». Сам Мис’ар ибн Кидам умер в мечети Абу Ханифы в момент совершения земного поклона.
Шарѝк приводит иные сведения: «Я был рядом с Абу Ханифой на протяжении года, и я не видел ни разу, чтобы он хоть ненадолго прилег. Однажды ночью, он стал читать на намазе тахаджуд аят: «Но когда наступит назначенный им час, последствия покажутся страшнее и горче», повторяя это до самого утра. Другой раз он читал на намазе тахаджуд аят: «Аллах проявил к нам милость и уберег нас от жгучего пламени» , и стал повторять его до тех пор, пока не прозвучал призыв на утреннюю молитву.
О причине бдения Абу Ханифы по ночам, его ученик по имени Абу Юсуф рассказывает следующее: как-то раз, проходя вместе с учителем мимо двух людей, мы услышали: «Это тот самый Абу Ханифа, который не спит по ночам». Обращаясь ко мне, учитель сказал: «Раз уж Аллах укоренил обо мне среди людей такое мнение, будет мерзко, если до Него дойдет, что я не таков. Клянусь Аллахом, люди будут говорить обо мне только то, каким я действительно являюсь» .
Во всевозможных книгах о достоинствах и достижениях об Абу Ханифе сказано гораздо больше. Некоторые сведения в них перекликаются между собой, некоторые – противоречат друг другу, встречаются и откровенные преувеличения, которые мы просто не станем здесь приводить.
Немало написано и о богобоязненности Абу Ханифы. Говорится, что когда в одном из диспутов, кто-то однажды назвал его «еретиком и вероотступником», он ответил: «Пусть Аллах простит тебя, ведь Он знает, что я не таков. Я не взывал к Его справедливости с тех самых пор, как познал Его. Поэтому взываю я лишь к Его прощению, и страшусь лишь Его наказания».
После этого он заплакал и потерял сознание. Когда он пришел в себя, человек, оскорбивший его сказал: «Прости меня и не взыщи», – на что Абу Ханифа ответил – «я тебя прощаю» . Когда ему рассказали, что люди говорят о нем дурное, он ответил: «Невежд, не знающих о чем они говорят я прощаю. Если же подобные слухи обо мне распространяют ученые – то это им не к лицу, ведь сплетни таковых всегда оставляют осадок». Говорится, что однажды кто-то сказал ему: «Побойся Аллаха».
На что он сначала отшатнулся, а затем смиренно склонил голову и сказал: «О, брат мой! Да вознаградит тебя Аллах благом за такое напоминание. Ведь мы нуждаемся в напоминающих нам об Аллахе, когда знания затмевают нам глаза, а Аллах требует деяний. Я помню, что Аллах призовет меня к ответу, и поэтому стану делать ради благополучного исхода всё, что в моих силах». Говорится, что однажды Ибн ал-Мубарак сказал Суфьяну ас-Саури: «Насколько же далек был Абу Ханифа от всяких сплетен! Я ни разу не видел, чтобы он говорил что-то плохое даже о своих врагах». На что Суфьян ас-Саури ответил: «Абу Ханифа был достаточно умен, чтобы не ставить под угрозу свои благодеяния ради каких-то сплетен».
Не мало в источниках говорится и о щедрости Абу Ханифы, где приводится много схожих сведений о том, что он никогда не отказывал просящему, и никогда не обделял нуждающегося. Его щедрость и доброту Абу Суфьян ‘Уйайна описывает следующим образом: «Абу Ханифа подавал милостыню везде и всюду. Если ему приходилось пользоваться какими-то благами, он непременно делился этим и с другими. Однажды он прислал мне так много подарков, что мне стало не по себе. Когда я рассказал об этом одному из его учеников, он сказал: «Ты бы видел сколькими дарами он одарил однажды Са’ида Абу ‘Арубу!»
Абу Ханифа был добр и неописуемо щедр к каждому учёному-мухаддису без исключения. Мис’ар ибн Кидам говорит: «Чего бы он ни покупал для себя и своей семьи из одежды, фруктов и вещей подобно этим, сначала он покупал для ученых шейхов».
Его ближайший ученик по имени Абу Юсуф говорит: «Когда кто-то благодарил Абу Ханифу за оказанное благо, он говорил: «Благодари Аллаха, ведь это его посланное тебе пропитание». Он присматривал за мной и моей семьей на протяжении двадцати лет. Однажды я сказал ему: «Я не видел человека щедрее вас» – на что он ответил – «ты ещё не видел Хаммада, вот кто был обладателем воистину превосходных качеств»» .
Шакик также рассказывает историю, которой он был свидетелем, находясь рядом с Абу Ханифой: «Однажды, нам по дороге повстречался человек, который увидев Абу Ханифу свернул в другую сторону. Окрикнув человека, Абу Ханифа подозвал его к себе, и спросил зачем он так поступил. Человек сказал: «У меня перед тобой долг в десять тысяч дирхемов, прошло уже много времени, но у меня всё также нет возможности тебе его вернуть. Мне было стыдно попадаться тебе на глаза». Тогда Абу Ханифа сказал: «И только? Я прощаю тебе этот долг. Отныне при виде меня никуда не сворачивай, и прости меня за то, что испытывал в этой связи неудобства». Тогда я понял, что Абу Ханифа истинный аскет» .
В качестве заключения скажем, что все современники Абу Ханифы едины во мнении, что он был человеком набожным и богобоязненным. Так, Ибн ал-Мубарак пишет: «Когда я приехал в Куфу, и спросил у её жителей кто в городе самый богобоязненный, мне сказали Абу Ханифа». Мекки ибн Ибрахим говорит: «Я долгое время жил в Куфе, и не видел там человека более богобоязненного, чем Абу Ханифа» . Таковы суждения видных из числа ученых относительно набожности Абу Ханифы. Во избежание допущения на страницы нашего исследования неких предвзятых суждений, мы привели сведения, собранные из источников ученых не принадлежащих к ханафитскому мазхабу.
Всем известно отношение Захаби к приверженцам не ханбалитского мазхабов, в особенности к представителям ахль ар-ра’й, коими являются ханафиты. Даже его собственный ученик Ибн ас-Субки говорил: «Не стоит уделять много внимания дифирамбам Захаби в адрес ханбалитов, как и его критике в адрес аш’аритов». Вместе с тем, мы видели не только беспристрастность Захаби в перечислении заслуг и превосходств Абу Ханифы, но и его превозношение Абу Ханифы над остальными. Стоит отметить, что здесь была приведена лишь десятая часть из всего сказанного им на эту тему. Но главное, что заслуживает особого внимания, мы услышали почтительные высказывания в адрес Абу Ханифы со стороны представителей дргуих школ, а именно – шафиитской и ханбалитской.
Islam-Today