Представляем вашему вниманию вольный перевод (с некоторыми дополнениями) отрывка из рукописи Габдулхака хазрата Садыкова (1885–1990), посвященной истории создания Оренбургского магометанского духовного собрания.
Данный отрывок позволяет нам понять отношение Габдулхака хазрата к этому учреждению и знакомит нас с интересными фактами, связанными с возникновением Духовного собрания.
Сам Габдулхак хазрат известен тем, что в советское время тайно обучал людей исламу. Среди его учеников можно отметить следующих известных мусульманских деятелей: муфтий Талгат Таджутдин, Габдулхак Саматов, Габдулла Галиуллин, Джалиль Фазлыев, Габдулхак Каюмов, Шамиль Исхаков, Фоат Нуруллин, Юнус Яруллин и другие.
«После смерти императора Петра III на российский престол вступила Екатерина II. В этот период России угрожали внутренние и внешние распри, поэтому государство нуждалось в срочных мудрых решениях. Руководить огромной империей было для императрицы Екатерины II непростой задачей. Она стала искать пути усмирения башкир, казахов и ногаев на Востоке.
Перед ней стояло два варианта: прибегнуть к мирной политике либо все решать военным способом. Второй способ был более рискованным, поэтому императрица выбрала первый путь, предоставив подданным-мусульманам религиозную «свободу».
Эта новая политика Екатерины II позволила мусульманам строить мечети и медресе, свободно исповедовать свою религию. Вплоть до того, что люди, отрекавшиеся от веры, могли подвергнуться наказанию.
В 1788 году, согласно особому указу Екатерины II, в России было велено создать особое Духовное собрание во главе с муфтием. Несомненно, местом создания такого учреждения должна была стать Казань. Однако в этом вопросе существовала хитрая политика.
Так как Казань была древним центром мусульманского образования и могла быстро сплотить всех мусульман Волго-Уральского региона, размещать в ней Духовное собрание сочли опасным.
Наиболее удобным с точки зрения размещения Духовного собрания посчитали Уфу. В те годы в Уфе мусульман было не так много и не было такой сплоченности, как в Казанском крае.
Таким образом, Духовное собрание было создано в Уфе. Так как Уфа долгие годы была частью Оренбургской губернии (1796–1865), за этим учреждением закрепилось название Оренбургское магометанское собрание.
Если говорить об истинных целях создания Духовного собрания, то оно вряд ли создавалось для народа, а больше для обмана и отвода глаз. Но в последующем мы увидим и его положительную роль в истории мусульман Российской империи.
В 1789 году Духовное собрание официально начало свою деятельность. Оно находилось под непосредственным надзором губернатора и тщательно контролировалось.
4 декабря 1789 года офицер Мухаммеджан Хусаинов был назначен первым муфтием. Среди мулл на должность казыев (мусульманский судья) были назначены три человека: Абубакр ибн Ибрагим – мулла из Ново-Татарской слободы, Бикчантай ибн Ибрагим – из деревни Кырлай Арского уезда и Габдулхалик ибн Агзам из деревни Пурике Мамадышского уезда.
Кроме того, в штат Духовного собрания был включен дополнительный персонал из русских и крещенных татар: Петр Атасев – секретарь с окладом 18 рублей, Петр Авдеев – помощник секретаря с окладом 4 рубля, Лаврентий Мещеряков – переводчик с окладом 10 рублей, Ульянов А. – писарь с окладом 5 рублей, Никита – писарь с окладом 8 рублей.
По закону предписывалось, что все траты на содержание муфтия, казыев и прочие расходы Духовного собрания должны оплачиваться из государственной казны».
Источник:
Габделхак хәзрәт Садыйков. Диния нәзарәте тарихы һәм мөфтиләр тәрҗемәи хәлләре... Казань, 2005.