Нужно начать с того, что идея реформаторства и обновления заложена в самом исламе. Практически каждый пророк по своей сути был реформатором.
По велению Всевышнего пророки меняли прежние устои общества и приносили что-то новое. Проблема реформаторства всегда занимала значительное место в мусульманской богословской мысли.
Мусульманские богословы никогда не отрицали необходимость реформаторства. Разногласия начинались лишь тогда, когда речь заходила о сфере применения реформаторских идей. Однако необходимо помнить, что само понятие «реформаторство» не чуждое исламу.
М. Шаймиев: "Если бы не было записок Ибн Фадлана, мы бы не доказали, что в 922 году в Болгаре был принят ислам"
Человечество не стоит на месте, а все время развивается. Поэтому это понятие актуально и в наши дни, когда мусульманам нужны инструменты для адаптации в современных условиях. Реформаторство в исламе было всегда.
В Средневековье, когда общество развивалось очень медленно, не было необходимости в резких реформах. Но начиная с XVIII века, когда появились новые буржуазные отношения, общество начало развиваться очень бурно. Перед мусульманами остро стоял вопрос о том, каким образом они должны адаптироваться к новым реалиям.
Предки татар, волжские булгары, по своей инициативе приняли ислам в 922 году. После XIII века, когда появились татаро-монголы, Волжская Булгария исчезает, она входит в состав Золотой Орды. Сначала правители Золотой Орды не отдавали предпочтения какой-либо конкретной религии.
Они считали, что зацикливаться на одной религии не выгодно, так как в их государстве живут люди разных вероисповеданий, например, христиане, иудеи или язычники. Поэтому ордынские ханы предпочитали управлять светскими инструментами.
Но в XIV веке, ближе к распаду Золотой Орды, Узбек-хан сделал ислам официальной религией империи. После распада Золотой Орды на огромной территории возникли многочисленные мусульманские государства. Если посмотреть по карте, можно увидеть, что 60-70% территории современной России занимали татарские мусульманские ханства, такие как: Сибирское ханство, Астраханское ханство, Ногайская орда, Крымское ханство и, конечно же, Казанское ханство. Все они являлись «осколками» Золотой Орды. Эти государства придерживались всех канонов ислама. Во главе государства стоял хан, а во главе религиозных институтов стояли саиды.
Во второй половине XVI века начинает бурно развиваться Русское государство, а татарские государства слабеют по ряду причин. В 1552 году Иван Грозный берет Казань. С этого периода начинается постепенное присоединение мусульманских земель в состав Русского государства.
В то время мусульманскому сообществу было очень сложно существовать в новых социально-экономических, идеологических и конфессиональных условиях. Нет смысла говорить о развитии, в тот период мусульманскому обществу приходилось выживать. В этот период среди татар усиливается влияние суфизма.
К концу XVIII века в России начинают активно развиваться буржуазно-капиталистические отношения. Государство начинает понимать, что нужно менять политику по отношению к иноверцам, то есть мусульманам.
Волжская Булгария: принятие ислама и становление мусульманского духовенства
Начиная со второй половины XVI века, она была очень жесткой и предполагала насильственное крещение мусульман. Русское государство хотело, чтобы все население стало христианским.
С приходом к власти Екатерины II эта проблема стала ощущаться еще острее. Внутри мусульманского сообщества созрели протестные настроения. В этот период произошли два крупных события:
Первое – восстание на территории современного Башкортостана под предводительством Батырши (1755–1756гг.).
Второе – это движение Мурад-муллы (1769г). Он собрал около 3 тысяч человек в Булгаре и все они говорили о возрождении Булгарского государства, о возвращении мусульманских ценностей.
В обоих случаях восстания были подавлены, а предводителей посадили.
Так как мусульманское сообщество выражало недовольство и оказывало сопротивление существующей империи, власть должна была предпринять какие-то меры по решению этой проблемы.
В 1778 году появляется Оренбургское магометанское духовное собрание. Этот факт говорит о том, что в Российской империи по отношению к мусульманам произошли кардинальные изменения.
Духовное собрание было создано империей для организации управления над мусульманским населением. Оренбургское магометанское духовное собрание давало понять, что в Российской империи ислам перестает быть гонимой религией и становится общепризнанной.
Мусульманам разрешили строительство мечети и организацию медресе. Таким образом, были созданы предпосылки для развития мусульманского общества.
Возрождались исламские школы по бухарскому методу. Однако вскоре татары поняли отсталость этой средневековой системы.
Мусульманская система образования должна была быть адаптированной к современным реалиям. Тесные контакты татарской интеллигенции с русскими, а также европейцами позволяли увидеть эту неразвитость.
В результате в конце XIX–начале XX века татары стали проводниками идеологии исламского модернизма, которое получило название «джадидизм», то есть «обновленчество». Его основой был синтез мусульманских традиций и европейских методов обучения.
Правда ли, что в Казани жили потомки Пророка Мухаммада (ﷺ)?
В основу статьи легла лекция ректора Российского исламского института Мухамедшина Рафика Мухамедшовича «Исторические предпосылки религиозного реформаторства мусульман Среднего Поволжья».
Мухсин Нурулла
Все фото: elements.envato.com