Как мусульмане помогали советской власти победить фашизм

Ислам во время Великой Отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны руководство СССР стало резко менять свое отношение к религии, даже прекратилось издание антирелигиозной литературы. Мусульманские лидеры призвали верующих поддержать Советскую власть в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Первым к верующим обратились духовные лидеры мусульман Поволжья. 2 сентября 1941 года председатель Центрального духовного управления мусульман Габдрахман Расулев (сын Зайнуллы ишана Расулева) написал обращение «Ко всем приходам мусульман», в котором опираясь на аяты Священного Корана и хадисы Пророка (с.а.с.) призвал мусульман не жалеть сил в борьбе против фашистов.

В мае 1942 года в Уфе был организован Меджлис-Гулями, в котором участвовали лидеры мусульманского духовенства со всего Советского Союза. Результатом меджлиса стало принятие воззвания к мусульманам. В нем духовенство призывало мусульман сплотиться в борьбе против фашизма, так как он нес угрозу всему миру.  В последующем это воззвание было распространено властями среди мусульман. Для этого к концу сентября 1942 года текс воззвания был переведен и напечатан на основных языках мусульман СССР: по 4,5 тыс. экземпляров на татарском и казахском языках, 3 тыс. экземпляров на узбекском языке и по 2 тыс. экземпляров на таджикском, туркменском и киргизском языках.

Мусульмане СССР сыграли большую роль в сборе средств для помощи Красной Армии. Первыми сбором занялись мусульмане Поволжья. Согласно телеграмме муфтия Габдрахмана Расулева, опубликованной в газете «Известия» в марте 1943 года, он лично пожертвовал 50 тысяч рублей для создания танковой колонны. Он также призвал всех мусульман не жалеть средств на помощь Красной армии. Телеграмма муфтия сопровождалась личной благодарностью Иосифа Сталина.

В последующем Поволжье и Казахстан были первыми по объемам собранных пожертвований среди мусульман СССР. Мусульманами собирали финансовые средства не только для производства боевой техники, а также в помощь нуждающимся семьям фронтовиков. Помощь собиралась в том числе продуктами. В качестве пожертвований мусульманами часто отдавались ювелирные украшения. Так, например, мусульманами Туркмении было пожертвовано более 7 тонн национальных украшений.

Имамов стали допускать для работы с военнослужащими. В годы Великой Отечественной войны мусульмане почувствовали послабления и стали открыто отмечать религиозные праздники. За свою патриотическую деятельность в годы войны представители духовных управлений мусульман были награждены советской властью медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Что интересно, в 1944 году руководителям мусульманского духовенства впервые за долгие годы разрешили совершить хадж в Мекку. Это было проявлениям уважения и благодарности со стороны советской власти за вклад мусульман в приближающуюся победу.

За время Великой Отечественной войны правила призыва советских мусульман в армию претерпевали ряд изменений. Если в 1941–1942 годах между всеми мусульманскими народами не делались различия, то в 1943–1945 годах советские мусульмане были разделены на три особые категории:

1. Подлежащие призыву наравне с русскими, украинцами и белорусами – татары и башкиры;
2. Освобождённые от призыва в армию с 1943 года – горцы Северного Кавказа;
3. Призываемые с 18-летнего возраста (в 1944 и 1945 годах) мусульмане Средней Азии, Казахстана и Закавказья.

Конечно же неоценима роль всех солдат и офицеров, которые сражались, и в том числе погибли, ради Великой Победы. На ряду со всеми большой вклад в эту победу внесли советские мусульмане. Были случаи, когда даже мусульманские священнослужители командовали советскими партизанскими отрядами.

Только звания Героя Советского Союза в годы войны были удостоены более полутысячи мусульман: 161 татарин, 96 казахов, 69 узбеков, 57 дагестанцев (6 кумыков, 5 аварцев, 3 лезгина, 2 даргинца, по одному званию – каратинец, рутулец, лакец и др.), 43 азербайджанца, 39 башкир, 18 туркмен, 14 таджиков, 12 киргизов, 8 кабардинцев, 6 адыгейцев, 6 чеченцев, 6 крымских татар [согласно данным Рустама Арифжанова].

Да смилостивится Всевышний над павшими в этой страшной войне.

Основные источники:
1. Ахмадуллин В.А. Патриотическая деятельность духовных управлений мусульман в годы Великой Отечественной войны. М, 2015.
2. Мухетдинов Д.В., Ахмадуллин В.А., Ахмадуллина Ж.В. Патриотические обращения руководителей советских мусульман к единоверцам в годы Великой Отечественной войны. Minbar. Islamic Studies, 2020. № 13(2). С.307-329.
3. Рустам Арифджанов. Великий отечественный джихад. 11.05.2016 [rg.ru]

Социальные комментарии Cackle