К концу 19 века в городе Тампере, являвшемся промышленной столицей Великого княжества Финляндия, начала формироваться татарская община. Особенно этому способствовало открытие в 1876 году железной дороги Петербург-Тампере. В поисках новых покупателей татары-коробейники, торговавшие до этого в Петербурге, по железной дороге стали приезжать в Тампере. Основным товаром, которым они торговали, был текстиль. Отсутствие сильной конкуренции позволило многим на этом быстро разбогатеть.
В основном это были выходцы из татарской деревни Актук (Актуково) Сергачского уезда Нижегородской губернии. Однако были также переселенцы из других соседних деревень: Медене (Медяна), Уразавыл (Уразовка), Атяравыл (Антяровка), Суыксу (Ключищи), Кызымавыл (Кузьминка), Кадымавыл (Кадомка), Чумбели (Чембилей), Семочки (Семеновка) и Рбишча (Рыбушкино).
Еще до революции татарская община города Тампере пригласила к себе имамом и учителем Аляутдина Аббасова. В 1910-е годы преподавание детей велось в доме имама, а также там проходили пятничные и праздничные намазы. После вынужденного отъезда Аляутдина Аббасова на родину в Казань, муллой и учителем был приглашен Гибадулла Муртазин (1895-1968). Он приехал в Тампере из Германии в 1923 году и более 20 лет своей жизни посвятил просвещению местной татарской общины.
В одном из номеров главного татарского иммигрантского журнала «Новый Национальный Путь» («Янга Милли Юл», №2, 1931), который издавался Гаязом Исхаки в Берлине, Гибадулла Муртазин сообщал о незавидном будущем татарской общины в Тампере. Он писал, что у местной общины пока очень мало возможностей для сохранения культуры и веры, особенно среди молодого поколения. И если положение не изменится, говорил он, им грозит полная ассимиляция. Гибадулла Муртазин указывал на то, что татарам необходимо поверить в свои силы и создать специальное общество, которое бы занималось сохранением культуры, религии и языка.
Сначала инициативу проявила женская половина общины. В 1934 году благодаря стараниям Мехрусы Вафиной (Mehrusa Wafin) было создано «Общество молодых женщин» («Яшь ханымнар оешмасы»). Во время праздника Рамадан, 6 января 1935 года, этим обществом было организовано большое мероприятие. Мехруса Вафина выступила с речью о необходимости сохранения своего национального самосознания, культуры и языка в окружении инокультурности. Хотя это общество не было официально зарегистрировано, именно оно послужило поводом к созданию «Общества Тюрков города Тампере».
До официальной регистрации «Исламской махалли Тампере», «Общество Тюрков города Тампере» играло очень важную роль в жизни местной общины. Оно всегда выступало организатором религиозных и национальных праздников для мусульман в Тампере. Они стали настолько популярными, что на эти мероприятия приезжали татары со всей Финляндии.
«Общество Тюрков города Тампере» («Tampere Türkler Birligi») было создано и официально зарегистрировано государственными органами Финляндии в июле 1935 года. Главной целью создания общества указывалось: знакомство со своей историей и сохранение национальной культуры. Большую роль в работе общества сыграл Гибадулла Муртазин, именно он практически всегда брал на себя функции организатора и ведущего культурных программ. С момента основания и вплоть до 1954 года он был его бессменным председателем. Если в первые годы официальными членами общества являлись примерно 50 человек, то в 1961 году их было уже 119 человек. На протяжении долгих лет «Общество Тюрков города Тампере» является важным элементом в жизни местной татарской общины.
Мухсин Нурулла
Использованные источники:
Baibulat Muazzez. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia. Tampere İslamMahallesı: nigızı ve tarihı. The Tampere Islamic Congregation: the roots and history. Jyväskylä, 2004.