Как Чингисхану удалось искоренить воровство?

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) в свое время  исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.

Чингисхан правил своим государством по канонам своих древних предков и опираясь на обычаи и верования своих соплеменников. В основе его правления лежала, так называемая, «Яса» - уложение правил и законов государства. Ее букве подчинялись все, начиная с самого правителя до простого скотовода-арата.

Чингис сам не умел ни читать, ни писать, однако он приложил огромные усилия, чтобы его подданные тюрки и монголы были образованными, просвещенными. И не было в мире до Чингисхана и после него подобного правителя и такого огромного государства.

Он правил этой страной жесткой рукой, крепкой волей и упорством так, что покуда он был на троне, в стране не произошло никаких смут и волнений, и показал всему человечеству образец справедливого, мирного  и добрососедского государственного устройства. Это были вынуждены признать и те, кто предвзято и даже враждебно относился к личности хана. И среди них арабский писатель-историк Джус Джани, который писал: «Во владениях Чингиса  жестоко каралось воровство, измена, ложь и такие  преступления там были искоренены напрочь».

Тюрки и монголы в свое время настрадавшиеся от безвольных ханов и подобных явлений давно ощущали потребность в таком правителе, каким был Чингисхан.

Потомки великого хана.  Угедей – третий из сыновей. Еще задолго до смерти Чингис назначил его своим преемником и наместником над всеми остальными сыновьями. После кончины Чингиса именно он должен был быть избранным верховным каганом. Однако выборы кагана должны были произойти на большом курултае, созыв которого некоторое время откладывался по той причине, что смерть Чингиса была весьма внезапной, а потому эмиры и ханы из различных уголков необъятной империи не имели возможности быстро съехаться в столицу.

Потребовалось целых два года, чтобы созвать курултай и в продолжение этого времени страной правил Тулуй – младший сын хана при поддержке ближайших родичей. Так как он оставался по древнему тюркскому обычаю главным в отчем доме. В 1229 году в «сердце» империи в необъятных степях Керулена состоялся большой курултай, на котором в каганы был возведен Угедей. Данный курултай считался и считается самым представительным из состоявшихся во все времена. На нем были обсуждены самые насущные вопросы государственного управления. И Угедей с большим рвением взялся осуществлять и доводить до конца все эти вопросы.

В период его правления удалось полностью подчинить Персию и Северные регионы Китая.

В его бытность верховным каганом Ялу Чутсай и Махмуд Ялавач, которые были близкими друзьями самого Чингисхана продолжили служить на благо империи. Первый из них получил прекрасное воспитание и образование по китайскому образцу, а второй был мусульманином. Они олицетворяли в себе достоинства этих двух великих культур и прилагали усилия, чтобы Великая Тюрко-монгольская  империя заимствовала их элементы. Угедей сознавал, что управлять такой огромной державой, ведя кочевой образ жизни, невозможно и, призвав лучших китайских мастеров-градостроителей и зодчих повелел в 1234 году заложить на правом берегу великой реки Орхон город Каракорум (Урду Балик). Город был защищен со всех сторон курганами (крепостями) и урами (валами).

В 1235 году каган вновь собрал курултай, на котором было принято решение вновь отправить войска в южный Китай и на запад - в пределы Черного и Хазарского (Каспийского) морей, чтобы затвердить свое владычество над русскими, булгарскими и кипчакскими землями, а также территориями в Кашмире и Индии. Цель нового похода состояла и в том, чтобы учредить почтовые (ямские) дороги, юрты (станицы) и торговые центры. Для налаживания учета податей и налогов впервые была организована перепись населения империи. Подать была определена в объеме с кочевников одна особь со стада численностью сто голов скота, а с тех, кто вел оседлый образ жизни одна десятая часть прибыли от торговли и выращенного урожая, помимо этого с каждых десяти человек один должен был исполнять воинскую повинность.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle