Как было организовано исламское образование в Татарстане в начале прошлого века?

Известно, что одним из главных постулатов Ислама является просвещение. Свидетельств этому можно найти и в сурах Священного Корана и в Хадисах. На эту особенность дореволюционной мусульманской уммы в свое время обратил внимание немецкий ученый-исследователь Отто Гётч. В статье, посвященной статистическому анализу народонаселения России, опубликованной в 1913 году. Он, в частности, отмечает: «У казанских татар на 150 человек приходится сейчас одна мечеть и один мулла, у русских и инородцев того же района один священник  приходится только 1500 душ, у первых одна школа на 100 душ обоего пола, у православных – одна на 1500-3000 человек. Распространение книжной и газетной литературы у мусульман-татар относительно еще более высокое». Кстати, эти данные использованы В. Лениным в его «Тетрадях по империализму» (ПСС, т.28, с.514)

Как правило, издавна в каждой деревушке и слободке, населенной татарами была мечеть, а при ней под началом хазрата действовала школа, где мальчики с раннего возраста получали начальное образование. Девочки обучались на дому у супруги хазрата. Темы образования, деятельности имамов на ниве просвещения, работа медресе и их учебных программ затронуты в путевых заметках корреспондента газеты «Юлдуз» за 18 января 1917 года.

Обратимся к этой публикации:

«В настоящее время в большинстве городских учебных заведений дела обстоят пусть не так уж и замечательно, но достаточно хорошо и чувствуется значительное оживление. Только вот на селе не все так прекрасно. Здесь мы имеем в виду не те учебные заведения, которые безнадежно отстали от требований времени, а те школы, которые находятся на пути развития и обновления. А чтобы не быть голословным, мы решили, как говорится, называть вещи своими именами. 4 января нам с моим коллегой довелось познакомиться с имамом села Исмагилово по имени Халим эфенди. Это село расположено на берегу Ика».

Далее автор подробно описывает теплый и радушный прием в доме имама, рассказывает как у него уютно и  чисто, какой белизной отливает печь, какими красивыми национальными узорами украшены скатерть, полотенца и покрывала. Лирические отступления включают в себя и описание кушаний, которые были предложены гостям, а также искренность и хлебосольство самого хозяина, который в своих одеяниях ничем не отличался от обычных деревенских жителей.

«Во время чаепития, продолжает автор статьи, я стал интересоваться у имама о том, как обстоят дела в деле просвещения, как действует начальное медресе и какие трудности встречаются в его работе. По словам Халима эфенди народ  довольно таки равнодушен к  вопросам материальной поддержки учебного заведения. И вопрос не в том, что население деревни испытывает материальные затруднения, даже те люди, которые считаются состоятельными, не заинтересованы оказывать помощь медресе и его наставникам. Сам имам в молодости получил образование в старометодном медресе и не против того, чтобы руководимое им учебное заведение работало по-новому, было образцовым и выглядело подобающим образом, однако он не в состоянии преодолеть всех трудностей и от этого он испытывает неприятные чувства. По его словам во всей округе нет достойных внимания современных и соответствующих требованиям времени школ и медресе. Большинство имамов даже при их огромном желании что-либо предпринять по обновлению  системы преподавания, не в силах сделать это».

Затем корреспондент газеты из Уфимской (село Исмагилово территориально находится именно там) отправился в соседнюю Самарскую губернию.

«5 января я добрался до села Эстярле, что расположено на берегу одноименной речушки. Моим собеседником был имам из этого села Мисур хазрат Тимбаков. Он рассказал о том, что основное население  здесь мещеряки, а в соседней деревне Урманаево проживают башкирцы. С давних времен сельчане тесно взаимодействовали друг с другом, содружество их было настолько крепким, что первые почти утеряли диалектические особенности своего языка и их речь стала мягкой до такой степени, что их весьма сложно отнести к мишарскому племени, а вот в быту они нисколько не переняли нравов соседей. Их подворья и хозяйства очень крепки и добротны. Занимаются они земледелием и их посевные угодья обширны и дают обильные урожаи. Их клети полные зерна возведены посередине сельских улиц. Следует также заметить, их костюм полностью соответствует татарам-мишарям. Башкирцы также претерпели изменения в разговорной речи и кое-что переняли у своих соседей, а по некоторым статьям даже превзошли их. Они предпочитают разводить целые табуны крупных и весьма мощных лошадей. В отличном состоянии находятся и их упряжь, сани».

Характеризуя дела в просвещении и самого имама автор, замечает:

«Мисур хазрат удостоился указа в 1881 году. Он самостоятельно ведет занятия в медресе, обучает грамоте там даже девочек, что является отличительной чертой. И все же заметим и это учебное заведение далеко от требований времени. Однако здесь есть все условия, чтобы изменить все к лучшему».

(продолжение следует)

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle