Как арабы повлияли на формирование музыкального вкуса и традиций Европы

Фото: NCstock/ shutterstock.com

Фото: NCstock/ shutterstock.com

Как арабы повлияли на формирование музыкального вкуса и традиций Европы

Мы привыкли считать, что европейские и российские композиторы XVIII-XIX – И. Бах, В. Моцарт, А. Вивальди, С. Рахманинов, П. Чайковский и другие вложили многое в развитие классической музыки.

Однако, наверняка вы не слышали о том, что после завоевания Испании арабы повлияли и на формирование музыкального вкуса и традиций Европы.

Карл Энгель, историк музыки XX века, писал, что «в начале VIII века, когда арабы пришли в Европу, они обладали более развитой музыкальной культурой… и были более искусны в изготовлении музыкальных инструментов, чем европейские народы, − только этим можно объяснить их поразительное влияние в области музыки».

Бродячие музыканты, торговцы и путешественники способствовали проникновению арабской музыки в Европу, и это отражалось на культурной жизни Испании и Португалии на протяжении 800 лет мусульманского правления.

Арабский теоретик музыки Аль-Кинди впервые на Востоке использовал музыкальную нотацию – систему знаков для записи музыки. Если раньше ноты, которые составляли музыкальную гамму, записывались буквами, арабские мастера музыки обозначали их в виде слогов.

Позже этот способ стали называть сольмизацией. Мы все знаем ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Знаки арабского алфавита, обозначающие эти ноты, − даль, ра, мим, фа, сад, лям, син.

Можно ли во время поста слушать музыку?

Фото: Oleg Elkov/ shutterstock.com

Фото: Oleg Elkov/ shutterstock.com

И хотя официально считается, что названия нот произошли от первых слогов каждой новой строчки молитвы авторства Гвидо д’Ареццо, итальянского теоретика музыки и педагога десятого века, фонетическое сходство между современной гаммой и арабской алфавитной нотацией девятого века поразительно.

Аль-Кинди написал книги «О мелодии и звуке», «Об опытах составления мелодий», «О гармонии», «О ритме», «О делении канона», «О важных разделах музыки».

Примерно через семьдесят лет после аль-Кинди другой мастер, аль-Фараби, создал струнный смычковый инструмент под названием рабаба, который был предшественником скрипки.

Также настольную цитру – струнный щипковый инструмент приписывают его авторству. Аль-Фараби внес значительный вклад в музыковедение.

Основной его работой в этой области является «Большая книга о музыке», которая является важным источником сведений о музыке Востока и древнегреческой музыкальной системе.

В этой книге аль-Фараби дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.

Россиянам рассказали об опасности прослушивания музыки в наушниках

Фото: PrinceOfLove/ shutterstock.com

Фото: PrinceOfLove/ shutterstock.com

Продолжение следует... 

Ихсан Кышкаров

Социальные комментарии Cackle