История джума-мечетей: центров образования для жаждущих знаний в исламском мире

Фото: Crystal Eye Media/ shutterstock.com

Фото: Crystal Eye Media/ shutterstock.com

До IX века джума-мечети в исламском мире наряду со своим основным предназначением начали превращаться в политические центры и центры Высшего шариатского судопроизводства.

В джума-мечетях известные исламские ученые организовывали научные и образовательные кружки во двориках и крытых галереях, проводили лекции и собственные учебные курсы.

На эти курсы и уроки со всех мусульманских стран собиралось огромное количество людей, жаждущих знания. Со временем образовательный аспект начал преобладать в деятельности некоторых джума-мечетей, при этом процесс обучения никогда не ограничивался сугубо религиозными науками.

Уже в первом веке хиджры – в VII веке по григорианскому календарю, в Исламском мире естественные и гуманитарные науки начали занимать свое место рядом с науками о религии.

Науки о Коране и исламском праве соседствовали рядом с такими науками, как математика, медицина, астрономия, химия, история, литература и языкознание.

Джума-мечети в крупных исламских городах постепенно начали превращаться в учебные, научные и образовательные центры или же, говоря современным языком, университеты. Университет по-арабски − «джамиʾа», а мечеть − «джамиʾ».  Так арабский язык объединяет место, связанное с религией, и место, отведенное для высшего образования.

Медресе при мечети Аль-Азхар появилось в 970-ом году. Так его назвали в честь дочери Пророка Мухаммада ﷺ Фатимы Захры (да будет ею доволен Аллах). 

Библиотеки при мечетях: тренд, идущий со времен Золотого века Исламской цивилизации (Фото)

Аль-Азхар. Фото: Waj/ shutterstock.com

Аль-Азхар. Фото: Waj/ shutterstock.com

Медресе стало выполнять функции университета в 988-ом году и продолжает оставаться одним из ведущих университетов исламского мира до сегодняшнего дня.

Это наиболее яркий пример университета периода Средневековья, объединявшего в себе преподавание религиозных наук с естественными и гуманитарными науками. В дополнение к языку и грамматике преподавали ряд таких дисциплин, как медицина, химия, математика, астрономия и музыка.

Аль-Азхар оформился как полноценный классический университет намного раньше появления самых старых европейских университетов. Большинство первых европейских университетов, таких как Оксфорд и Парижский университет, берут свое начало лишь в XII веке по христианскому летоисчислению.

У истоков школы Аль-Карауин стояла молодая женщина – в 850-ом году году Фатима аль-Фихри основала медресе и мечеть в память о своем отце, богатом купце Мухаммаде аль-Фихри.

Она была хорошо образованна, и, унаследовав от отца, успешного предпринимателя, большое наследство, дала обет потратить все деньги на строительство мечети-университета в Фесе.

Фото: Mitzo/ shutterstock.com

Фото: Mitzo/ shutterstock.com

Аль-Карауин постепенно превратился в центр религиозного обучения и политических дискуссий. Потом в нем начали преподавать естественнонаучные предметы. Университет был хорошо оснащен, особенно астрономическим оборудованием. В его «часовой комнате» были астролябии, песочные часы и другие инструменты для измерения времени. 

Здесь преподавали Коран, богословие, право, риторику, искусство написания прозы и стихов, логику, арифметику, географию, астрономию и медицину.

Также существовали курсы, посвященные грамматике, мусульманской истории, основам химии и математики. На этом основании Аль-Карауин можно смело назвать одним из первых университетов.

Это старейшее учебное заведение Марокко и самое древнее из ныне действующих. В нем учились арабский географ и путешественник Лев Африканский, философ и врач Маймонид, философ и историк Ибн Халдун.

Фото: Sony Herdiana/ shutterstock.com

Фото: Sony Herdiana/ shutterstock.com

Золотой век исламской цивилизации: астрономия и определение времени намаза

Ихсан Кышкаров

Социальные комментарии Cackle