Карта путешествия багдадского посольства в Булгарию в 921-922 гг. Автор А. Астайкин (Из книги "История ислама в России")
История суфизма в России представляет весьма перспективное направление исследований на современном этапе развития исторической науки, что во многом обусловлено процессом интенсивного роста религиозного самосознания в российском обществе, неотъемлемой частью которого являются и мусульмане.
Суфизм в Волго-Уральском регионе уходит своими корнями глубоко в историю, но, к сожалению, и по сей день остается недостаточно изученным. На данной территории (Урало-Поволжья) суфийские шейхи появились еще во времена Волжской Булгарии.
Со времен принятия ислама предками современных татар, в регионе Поволжья и Приуралья были мусульманские богословы, в том числе из числа местного населения. Первое упоминание о наличии мечетей и медресе у булгар встречается в отчете Ибн Фадлана, секретаря багдадского посольства, посетившего Болгар в 922 году.
«Поклоняйся Аллаху так, как будто ты Его видишь»
Автор «Таварих Булгария» Мухаммад Зариф Хусайн сообщает, что в Волжской Булгарии в период правления хана Едигера и Адел-Шаха активно действовали более ста улемов и суфийских шейхов. Арабский путешественник из Марокко, Ибн Баттута, сообщает о том, что хан Узбек, правитель Золотой Орды, провел большой маджлис, собрав на него шейхов, кадиев, факихов, шарифов и факиров (дервише).
Это указывает на то, что у татар с давних времен велась определенная научно-религиозная деятельность. Также суфии сыграли большую роль в исламизации Золотой Орды. Например, четвертый по счету правитель этого государства, хан Берке, был обращен в ислам и обучен исламским обрядам шейхом тариката Кубравийа из Бухары Сайфуддином Бахарзи. А Узбек-хан, во время которого ислам прочно укрепляется в данном регионе, прошел обряд посвящения у шейха тариката Йасавийа Сеййид-Ат.
Дахма Баха ад-Дина Накшбанда (Из книги "История ислама в России")
Со временем, по неясным на сегодняшний день причинам, тарикаты Йасавийа и Кубравийа практически полностью уступили свое место распространившемуся у всех тюркских народов тарикату Накшбандийа. Считается, что первым накшбандийским шейхом на территории Поволжья был Мухаммад Амин аль-Булгари. Но до сих пор неизвестно, каковым является его вклад в распространение данного учения в Поволжье.
Благодаря интенсивной литературной деятельности татар в XIX веке, можно найти немало информации касающейся накшбандийских шейхов (в частности, ответвления накшбандийа – муджаддидийа, основанного Ахмадом ас-Сирхинди ал-Фаруки, более известного как имам Раббани).
В XVI веке оно получило широкое распространение в данном регионе. На основании этого можно сделать вывод о том, что тарикат Накшбандийа полностью доминировал в интеллектуальной и религиозной сфере жизни этого региона в тот период.
Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»