Истоки суфизма в Поволжье и первые накшбандийские шейхи

Карта путешествия багдадского посольства в Булгарию в 921-922 гг. Автор А. Астайкин (Из книги "История ислама в России")
История суфизма в России представляет весьма перспективное направление исследований на современном этапе развития исторической науки, что во многом обусловлено процессом интенсивного роста религиозного самосознания в российском обществе, неотъемлемой частью которого являются и мусульмане.
Суфизм в Волго-Уральском регионе уходит своими корнями глубоко в историю, но, к сожалению, и по сей день остается недостаточно изученным. На данной территории (Урало-Поволжья) суфийские шейхи появились еще во времена Волжской Булгарии.
Со времен принятия ислама предками современных татар, в регионе Поволжья и Приуралья были мусульманские богословы, в том числе из числа местного населения. Первое упоминание о наличии мечетей и медресе у булгар встречается в отчете Ибн Фадлана, секретаря багдадского посольства, посетившего Болгар в 922 году.
«Поклоняйся Аллаху так, как будто ты Его видишь»
Автор «Таварих Булгария» Мухаммад Зариф Хусайн сообщает, что в Волжской Булгарии в период правления хана Едигера и Адел-Шаха активно действовали более ста улемов и суфийских шейхов. Арабский путешественник из Марокко, Ибн Баттута, сообщает о том, что хан Узбек, правитель Золотой Орды, провел большой маджлис, собрав на него шейхов, кадиев, факихов, шарифов и факиров (дервише).
Это указывает на то, что у татар с давних времен велась определенная научно-религиозная деятельность. Также суфии сыграли большую роль в исламизации Золотой Орды. Например, четвертый по счету правитель этого государства, хан Берке, был обращен в ислам и обучен исламским обрядам шейхом тариката Кубравийа из Бухары Сайфуддином Бахарзи. А Узбек-хан, во время которого ислам прочно укрепляется в данном регионе, прошел обряд посвящения у шейха тариката Йасавийа Сеййид-Ат.

Дахма Баха ад-Дина Накшбанда (Из книги "История ислама в России")
Со временем, по неясным на сегодняшний день причинам, тарикаты Йасавийа и Кубравийа практически полностью уступили свое место распространившемуся у всех тюркских народов тарикату Накшбандийа. Считается, что первым накшбандийским шейхом на территории Поволжья был Мухаммад Амин аль-Булгари. Но до сих пор неизвестно, каковым является его вклад в распространение данного учения в Поволжье.
Благодаря интенсивной литературной деятельности татар в XIX веке, можно найти немало информации касающейся накшбандийских шейхов (в частности, ответвления накшбандийа – муджаддидийа, основанного Ахмадом ас-Сирхинди ал-Фаруки, более известного как имам Раббани).
В XVI веке оно получило широкое распространение в данном регионе. На основании этого можно сделать вывод о том, что тарикат Накшбандийа полностью доминировал в интеллектуальной и религиозной сфере жизни этого региона в тот период.
Из книги Ахметшина Д.Ф. «Ушедшая история»
Читайте также:
-
Шамиль Аляутдинов разъяснил свою позицию по поздравлению христиан с Рождеством
11.01.2013 на сайте Islam-Today.ru была опубликована новость о позиции Шамиля Аляутдинова по поводу поздравления мусульманами христиан с Рождеством. В своем письме в редакцию Шамиль хазрат Аляутдинов написал: «Данная короткая новость с цитатой, вырванной из контекста моего богословского материала привела к тому, что читатели islam-today.ru неправильно поняли смысл моего ответа».
-
Факты, которые должен знать каждый мусульманин
• Хвала Аллаху, мы мусульмане.
• Наш Господь – Аллах, наша Книга – Коран, наша кибла – Кааба, наш Пророк – Мухаммад Мустафа (да благословит его Аллах и приветствует!).
• Первый человек и первый Пророк – Адам Алейхиссалям.
• Имя отца Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) – Абдуллах, имя деда – Абдульмуталлиб, имя матери – Амина.
• Имя жены, с которой он прожил до 50 лет – Хадижа.
-
Если женщина в мирской жизни была несколько раз замужем, то с кем из мужей она будет в ахыра?
Прежде всего, не следует забывать об особенностях Рая. Если забыть об этой особенности, то многие вопросы останутся без ответа. Это особенностью является следующее: Рай – это место безграничного счастья. Человек, вошедший в Рай, не встретит там ничего, что могло бы хоть как-то затенить это счастье...
-
Есть ли разница между акыдой саляфов и акыдой, которая исповедовалась позже?
Один из вопросов, по которому можно найти множество статей, лекций, уроков и из-за которого ведется много споров среди обычных мусульман – это акыда саляфов, убеждения наших праведных предков. Что они исповедовали, и что исповедуют мусульмане в наши дни? И есть ли разница между акыдой саляфов и акыдой, которая исповедовалась в позднее время?
-
Слова, которые дают надежду...
В хадисе, переданном от Хасана ибн Али, да будет доволен им Аллах, сказано: «Истина всегда утешительна, а ложь всегда тревожна (то есть вызывает беспокойство)». Иногда в трудную минуту достаточно вспомнить слова истины, чтобы получить утешение и поддержку. А чьи слова могут ближе к правде, если не слова Всевышнего и Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует?..
-
Зачем совершать дуа, если все уже предопределено?
Тема дуа и ее взаимоотношения с судьбой очень важная, поскольку вокруг нее существует определенная путаница. Некоторые люди задают вопрос: «Если все уже предопределено, то зачем просить о чем-либо в дуа? Если Аллах предписал что-либо, то это будет и без совершения дуа, а что не предписано не будет, сколько бы человек не делал дуа».
-
Группы людей, которым разрешается давать садака
Вопрос: Хотела бы узнать по больше про садака, а точнее кому нужно давать садака. Дело в том, что на улице я часто вижу людей, которые просят дать им денег, дать садака. В частности, это вполне здоровые люди. Иногда думаю, почему эти люди не работают, не зарабатывают сами? И правильно ли давать им садака? Да простит меня Аллах, если я чего-то не знаю, или в чем-то не права, просто хотела узнать, кому правильнее давать садака. заранее спасибо.
-
Хадисы в защиту женщин
Ислам, вопреки мнению многих его противников, повелевает мужчинам доброе и благородное отношение к женщинам. Лучшие мусульмане, будучи примерами для остальных, в обществе вели себя серьезно, а дома с женами и детьми позволяли себе мягкость и «детскость». Так, Умар Ибн Аль-Хаттаб, отличавшийся жесткостью и твердостью, говорил: «Мужчина должен быть со своей женой как мальчик (в веселости и мягкости), а с людьми он должен оставаться мужчиной».