Что значит любовь к себе с точки зрения Ислама?

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Наши больные места больны именно потому,
что никто, в особенности мы сами, их не любит»
Дж. Холлис

У многих любовь к себе ассоциируется с эгоизмом – сосредоточением интересов, мыслей, влечений, внимания только на себе. Осуждение к подобному отношению к себе толкает человека в другую крайность – самоуничижение. Когда он сознательно уменьшает свои заслуги, значимость, достоинства. Многие находят этому и религиозное оправдание, упиваясь преуменьшением и обесцениванием самого себя, прилюдно применяя оскорбления и обвинения  в своей адрес. Хотя со слов Аиши и Сахля бин Хунайфа, да будет доволен ими Аллах, сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «Я плох» (хабусат нафси), но пусть говорит: «Я заслуживаю порицания» (лякысат нафси)» «Хабусат» значит то же самое, что и «лякысат» - быть плохим. Однако улемы сказали, что смысл хадиса в том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, считал нежелательным использование слов, использованных от глагола «хабуса», означающего «быть дурным», «порочным», «отвратительным», «злым».

С другой стороны, любить себя не значит возносить себе хвалу, преувеличивать достоинства и скрывать недостатки. Для верующего это в первую очередь проявление милосердия к самому себе. В одном из хадисов сказано: «Будь милосерден к себе и к рабам Аллаха!» А что значит быть милосердным к себе? Милосердие к себе проявляется в оберегании себя от грехов, по причине которых человека может постигнуть мучительное наказание. Однажды Умар, да будет доволен им Аллах, спросил у Убайи бин Каъба, что значит богобоязненность. Убай в ответ спросил у Умара:

- Приходилось  ли тебе когда-нибудь ходить по дороге, заросшей колючками, о Умар?

- Да, приходилось.

- И как ты проходил по такой дороге?

Умар ответил:

- Я подобрал свою одежду и старался идти так, чтобы колючки не задели меня.

- Это и есть богобоязненность, - ответил Убай, уподобляя колючки грехам, а осторожность в их обходе - богобоязненности.

Иные считают, что любить себя значит потакать своим страстям и желаниям, предоставлять себе удовольствия разного рода. Но это заблуждение. Потому что не все желания человека благостны, не все его устремления ведут к добру. В Коране говорится: «Ведь душа человека повелевает зло…» Тот, кто любит себя, удерживает себя от того, что принесет ему вред или наказание. Подобно тому как любящий родитель удерживает своего ребенка от опасностей. Если ребенок хочет играть на улице, не надевая шапки и теплой одежды, где к тому же активное автомобильное движение, то какой родитель позволит ему сделать это? Только нерадивый, равнодушный, безответственный. Также и человек. Он должен заботиться о себе, как родитель заботится о ребенке. Любить себя также как и любить ребенка, не значит сюсюкаться с собой, а значит, что где-то можно дать поблажку, где-то – сделать себе порицание, где-то – удержать силой, а где-то – дать волю. В зависимости от ситуации. Однако это не значит, что нужно себя оскорблять, обесценивать, унижать, морально казнить и т.д.

Однако для верующего более справедливым, высоким, чем любовь к себе является любовь к Всевышнему и Его Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. в хадисе, рассказанном аль-Бухари от Абдуллаха ибн Хишама, говорится: «Однажды, когда мы были с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он взял за руку Умара, да будет доволен им Аллах, после чего Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Посланник Аллаха! Я люблю тебя больше всего и всех, кроме самого себя». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет, о Умар! Клянусь Аллахом, в Чьей власти моя душа, ты не поднимешься до высокого, полноценного уровня веры, пока не полюбишь меня больше себя». Умар, да будет доволен им Аллах, ответид: «Клянусь Аллахом, я поистине тебя люблю больше самого себя». И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Теперь – да, о Умар!»

Любовь с точки зрения психологии определяется как активная заинтересованность в развитии и жизни любимого. А что может служить гарантом этого самого развития и счастья человека, кроме как не искренне служение Всевышнему, покорность Его заветам и следование Посланнику Аллаха? Как сказал Всевышний в Коране: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle