В промежутке с 1950-х по 1970 годы прошлого века в исламский мир ворвалась новая идеология, которая в тот же период времени стала задавать тон в политических дискуссиях и нашла массу своих почитателей.
Ее тут же взяли на вооружение различные политические силы и она получила название «исламского социализма».
Первыми разрабатывать теорию исламского социализма стали выходцы из мусульманских кругов в России, сотрудничавшие с большевиками во времена Октябрьской революции. Наиболее последовательным представителем этого идейного течения был Мирсаид Султангалиев. Впрочем, обвиненный в «мелкобуржуазном национализме» он был достаточно быстро репрессирован, а термин «султангалиевщина» превратился в ярлык, которым клеймили тех коммунистов, которые пытались рассуждать о национальной самобытности народов Востока и о том, что к ним нужен особый подход.
Идеи исламских социалистов оказали большое влияние на индийского богослова Убайдуллаха Синдхи, который в 1917-1923 годах находился в России и обсуждал с местными национал-коммунистами совместимость исламской и революционной идеологий.
Он пришёл к выводу, что мусульмане могут взять на вооружение принцип справедливого распределения материальных благ, свойственный экономике социализма, но в то же время отвергал атеизм, присущий марксистской философии.
Еще одним горячим пропагандистом исламского социализма был пакистанец Гулам Ахмед Парвиз – редактор журнала «Талу-е-ислам». Он призывал к исламской реформации и новой трактовке Корана в соответствии с духом времени. В ответ на это улемы обвинили его в «неисламском поведении».
Он же обвинил их в «похищении ислама» и в том, что они поставили религию на службу капиталистам, оправдывая их стремление к обогащению за счет эксплуатации трудящихся масс.
Исламский социализм предлагал построение «прогрессивного» и не-теократического (светского) государства, где религия становилась делом индивидуального морального выбора каждого, и в котором власть отвечала за экономическое развитие и соблюдение принципа справедливого распределения.
Исламский социализма стал частью идеологии арабских националистических партий, и прежде всего – Партии Арабского Социалистического Возрождения (БААС), созданной сирийским христианином Мишелем Афляком и выходцем из мусульманской среды Салах-ад-Дином Битаром.
Они призывали к созданию единого арабского государства. Ислам они рассматривали как учебник антиколониальной идеологии и борьбы за социальную справедливость. При этом арабский национализм предусматривал объединение арабов на основе общей культуры и религии большинства (ислама).
Арабский социализм должен был бороться против консерватизма в исламской среде и рассматривал улемов как своих противников, которые стоят на страже старых порядков.
Арабский социализм пришелся как раз кстати лидерам антиколониальных движений в Ираке, Алжире, Йемене и Сирии в конце 40-х, начале 50-х годов 20 века.
В 1952 году сторонники арабского социализма пришли к власти в Египте, в 1956 –в Сирии и в 1958 году – в Ираке.
Реализуя планы по объединению арабской нации Египет и Сирия в 1958 году стали одним государством – Объединённой Арабской республикой, однако этот союз, доказавший свою несостоятельность был разорван в 1961 году.
В 1970 году к руководству Сирийской БААС пришел генерал Хафез Асад, который правил страной до своей смерти в 2000 году.
Идеям арабского социализма питался и алжирский Фронт Национального Освобождения, ведший борьбу против французских колонизаторов в 50-х -60-х годах прошлого века.
В 1962 году Франция предоставила Алжиру независимость, а в 1965 году Фронт стал единственной политической партией в стране - остальные были запрещены.
Партии марксистского толка пришли к власти в Йемене, свергнув монархию, под лозунгами борьбы с английскими колонизаторами.
В 1969 году молодой полковник Муаммар Каддафи пришёл к власти в Ливии, свергнув монархию. Он также был поклонником Насера и руководствовался идеями арабского социализма.
Также в 1969 году к власти в Судане пришел арабский социалист-самоучка и горячий поклонник Насера Гафар Нимейри.
Он работал в тесном сотрудничестве с коммунистами в деле построения «независимого суданского социализма».
Недовольные секулярной ориентацией новой власти исламские партии правой ориентации в 1971 году создали вооруженное движение «Ансар» и начали борьбу за свержение режима Нимейри.
В Сомали также в 1969 году к власти пришел генерал Мухаммед Сиад Барре. Он взял курс на социалистические преобразования в экономике и ликвидацию неграмотности.
Идеи исламского социализма были также популярны в те годы вы Иране, где политик левой ориентации Мухаммед Моссадык организовал Национальный Фронт. В результате выборов эта партия пришла к власти в 1951 году и объявила о национализации нефтяной промышленности. В ответ на это шах Ирана (в то время эта страна была конституционной монархией) при поддержке США сверг правительство Моссадыка. Тогда группа радикальной молодежи создала партию «Моджахеддин-и-хальк», которая за основу своей идеологии взяла идеи Али Шариати – иранского философа и интеллектуала, сочетавшего исламскую фразеологию и марксистскую концепцию. Шах изгнал его из Ирана, и он скончался в 1977 году. Отряды «Моджахеддин-и-хальк» сыграли большую роль в ходе Исламской революции 1979 года, но в дальнейшем вошли в конфликт с духовным лидером Ирана аятоллой Хомейни.
Идеи исламского социализма нашли отклик у руководителя движения за независимость Индонезии Косно Сукарно и основателя современного Пакистана Мухаммеда Али Джинны.
В 1965 году в Пакистане пришел к власти Зульфикар Али Бхутто, создавший партию левой ориентации - Народную партию Пакистана.
Своими противниками он считал консервативное духовенство, зачисляя его в разряд «империалистических сил капитализма».
Последней страной победившего «исламского социализма» стал в 1978 году Афганистан.
Стоит отметить, что исламский социализм не стал «волшебной палочкой», решившей все проблемы тех стран, в которых пришли к власти его сторонники. Значительная часть общества в этих странах выступила против политики исламского социализма.
Первой страной, где концепция исламского социализма потерпела крах, стала Индонезия, где пришедший к власти генерал Сухарто при поддержке религиозных кругов решительно расправился с социалистами и теми, кто им симпатизировал.
Затем настала очередь Египта. Сменивший умершего в 1970 году Насера, Садат при поддержке саудовской монархии свернул социалистические преобразования и переименовал правящую партию из Арабского Социалистического союза в Национал-Демократическую партию. В своей борьбе против социализма ему удалось привлечь на свою сторону «Братьев-мусульман», которых беспощадно преследовали при Насере.
В 1977 году в Пакистане генерал Зия уль-Хакк сверг правительство Бхутто, а его самого казнил.
В 1988 году волнения начались в Алжире после того как стал очевиден провал социалистических реформ. Это означало конец политической стабильности в этой стране, в которой силу набирал Исламский фронт национального спасения. Вслед за победой на многопартийных выборах в 1991 году этой партии и последующей отмены их результатов военными в стране вспыхнула гражданская война, которая, то затихая, то активизируясь, продолжается до сих пор.
В Сомали режим Сиада Барре в отместку за поддержку Советским Союзом, который был до этого его главным партнёром, Эфиопии в пограничных спорах, переросших в войну, разорвал все связи с СССР и переориентировался на Америку. В стране тем временем нарастали противоречия: оппозиционные группы пытались отстранить Сиада Барре от власти и в 1991 году его режим был свергнут. В стране также начался хаос и вооруженная борьба.
В Судане режим Нимейри был вынужден пойти на переговоры с движением «Ансар» и в итоге передал ему власть в 1985 году.
В 1979 году вспыхнула война в Афганистане, которая означала, что настал конец популярности левым идеям в исламском мире.
Режимы Каддафи в Ливии и партии БААС под руководством Саддама Хуссейна в Ираке стали сворачивать социалистические преобразования после крушения СССР, но это не спасло их от уничтожения.
Главными причинами падения режимов, ориентированных на социализм была их антидемократическая сущность и опора на военную силу. Политические и социальные права большинства населения не соблюдались, вызывая его недовольство режимами. Руководство этих режимов не прислушивалось к справедливой критике оппонентов, указывавших на совершенные ими ошибки. Наоборот, оппозиция всячески подавлялась.
Провозглашая независимость от западных стран, эти режимы неминуемо попадали под влияние и опирались на помощь СССР. Не последнюю роль в крушении исламского социализма сыграла война в Афганистане и последовавшее в ее ходе усиление крайних тенденций в политическом спектре в исламских странах.
Ильдар Мухамеджанов