Уже к концу X в. Булгария на международной арене выступала как мусульманская страна, которая была связана множеством торговых, культурных и политических нитей со странами Средней и Передней Азии, Ближнего Востока.
К сожалению, о внутренней жизни и степени распространения ислама среди населения Булгарии сведений в письменных источниках чрезвычайно мало.
В некоторой мере этот недостаток могут восполнить данные археологии. Например, для булгарских археологических находок X–XIII вв. характерно практически полное отсутствие костей свиньи, что позволяет сделать вывод о повсеместном и строгом следовании булгарами предписаний и запретов ислама.
Еще более выразительно о распространении и характере ислама позволяют судить могильники волжских булгар, погребения которых совершены по мусульманскому обряду.
Их всестороннее изучение археологами позволяет сделать вывод как о начале распространения ислама в Булгарии в конце IX – начале X в., так и о полной и окончательной победе мусульманской погребальной обрядности в среде горожан в первой половине X в., а в отдельных регионах – во второй половине X в.
При этом особо следует подчеркнуть, что на территории Булгарии не известны языческие могильники X–XI вв. В настоящее время открыто примерно 59 могильников по всей территории Булгарии (Предволжье, Предкамье, Западное и Центральное Закамье и бассейн р. Малый Черемшан), на которых вскрыто более 970 погребений, совершенных по мусульманскому обряду, при этом не обнаружено не только ни одного могильника, но даже отдельного языческого погребения.
Событие, которое открыло миру страну «классического ислама» – Волжскую Булгарию
Приведенные факты весьма ярко и недвусмысленно свидетельствуют о повсеместном распространении ислама и глубине его проникновения в народную культуру.
По сути дела, полное господство ислама и исчезновение разнообразных языческих культов, распространенных в предшествующий период, а также строгое следование мусульманским запретам (отсутствие костей свиньи и т.д.) свидетельствует о растворении различных этнокультурных и племенных традиций в общемусульманской среде, о формировании новой этнокультурной общности.
Уникальным свидетельством распространения ислама следует признать и открытие в домонгольской Булгарии деревянной и белокаменной мечетей на Билярском городище – древнем городе Биляре.
Особое внимание мечети привлекают своими размерами (деревянная – 44/48х30 м, белокаменная – 42х26 м), которые в этот период были характерны для больших городских джами-мечетей, поскольку обычные квартальные мечети и церкви были гораздо меньше.
Парадный характер здания подтверждается расположением в центре города, а также тем, что близ него находятся кирпичная баня и большое городское кладбище с уникальной для Булгарии X в. семейной усыпальницей, или мавзолеем, с двумя погребенными по типу надземной усыпальницы (макбара) или полуподземного родового склепа (сагана).
Учитывая дату создания комплекса – первая половина или середина X в., он является важнейшим свидетельством не только распространения ислама, но и становления регулярных исламских институтов, включая мечети, кладбища и соответствующих служителей веры.
Сама организация мусульманской общины в Булгарии плохо известна, но именно факт ее существования, судя по данным восточных источников, не вызывает сомнений.
Уже в начале X в. в булгарских городах и поселениях фиксируются муэдзины и имамы. Есть некоторые сведения о существовании в стране булгар института судей – городских кади, входивших в высшую элиту общества и участвовавших в дипломатических контактах.
Косвенные сведения о структуре улама у булгар можно почерпнуть у ал-Гарнати, который, описывая население Саксина, отмечал, что живущие там булгары и сувары имеют своих эмиров и соборные мечети, где они совершают пятничную молитву, у них также есть «кадии, факихи и хатибы: и все толка Абу Ханифы».
Это сообщение также подтверждает мысль, что, очевидно, ханафитский мазхаб был традиционным для булгар не только в начале X в., как об этом писал Ибн Фадлан, но и гораздо позже.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина