Фото: photo acorn/ shutterstock.com
«Я потомок многих правителей.
Мой меч резок
и страшен. Он обладает величайшей мощью
в свирепом бою, закипая словно котёл»
Седьмого дня месяца шавваль 3 года по хиджре, то есть 23 марта 625 года, между мекканскими многобожниками и мусульманами состоялась битва у подножия горы Ухуд.
По традиции арабов доисламского периода, за гибель одного члена племени требовалось возмездие, что зачастую становилось причиной новых войн. Потерпевшие сокрушительное поражение и понесшие большие потери при Бадре мекканцы, проявляя скорбь по погибшим, стали планировать месть и тщательно готовились к новой войне. Они хотели отомстить за поражение, а также обеспечить безопасность другим своим караванам, идущим в Шам.
В этот раз курайшиты были настроены серьезно, и поэтому отправили послов к другим арабским племенам, призывая тех оказать поддержку в борьбе с мусульманами.
Откликнувшиеся общины влились в войско мекканцев, численность которого стала насчитывать три тысячи человек. Армия курайшитов была хорошо оснащена, у них была конница и верблюды, а воины имели тяжелое вооружение. К ним присоединились пятнадцать женщин из числа мекканской знати, чьи родственники были убиты при Бадре, чтобы поднять боевой дух курайшитской армии. Среди них была и сестра Халида бин Валида — Фатима бинт Валид. Закончив подготовку, армия курайшитов выдвинулась на Медину.
Обо всем этом Посланник Аллаха ﷺ узнавал от своего дяди ‘Аббаса, жившего в Мекке среди многобожников. Получив весть о надвигающимся войске курайшитов, Пророк ﷺ поручил двум сподвижникам, Анасу и Мунису, следить за передвижением противника.
Они вернулись с вестью, что вражеская армия приближается к окрестностям Медины и уже кормит своих лошадей на полях, принадлежавших мусульманам. Тогда Посланник Аллаха ﷺ отправил Хубаба ибн аль-Мунзири к лагерю курайшитов, чтобы тот под покровом ночи смог разведать их численность и узнать, какие приготовления они ведут. Помимо этого, опасаясь внезапного нападения, он разместил дозорных вокруг Медины.
За день до битвы Мухаммад ﷺ собрался со своими сподвижниками, чтобы обсудить стратегию предстоящего сражения. Им нужно было решить, будут они обороняться, оставшись в Медине, или же встретят врага за пределами города и дадут им бой.
Хотя Пророк ﷺ был сторонником оборонительной войны, большинство сподвижников высказалось за то, чтобы дать отпор врагу в открытом бою, поэтому Посланник Аллаха ﷺ принял решение сражаться за пределами города.
Однако сподвижники, поняв, что слишком настаивали на своём, обратились к нему со словами: «О Посланник Аллаха, мы настояли и вынудили тебя принять такое решение, хотя у нас не было на это права. Если хочешь, мы будем обороняться в Медине». На что Посланник Аллаха ﷺ ответил им так: «Не подобает Пророку, надевшему доспехи, снять их, не сразившись».
Фото: Insight-Photography/ shutterstock.com
Завершив приготовления, Мухаммад ﷺ отправился со своим войском к подножию горы Ухуд. Однако ‘Абдуллах ибн Убайй, сославшись на то, что не согласен, что его предложение обороняться в Медине не было принято, покинул Посланника Аллаха ﷺ с тремя сотнями воинов.
Оставшись с семьюстами воинами, Пророк ﷺ выстроил их в боевом порядке так, что позади мусульманского войска оказалась гора Ухуд, а спереди находилась Медина. Слева расположилась возвышенность ‘Айнайн, на которой он разместил пятьдесят лучников, командовал ими ‘Абдуллах ибн Джубайр. Посланник Аллаха ﷺ повелел лучникам ни в коем случае не покидать свои позиции, что бы не случилось.
Напротив мусульман, неподалеку от возвышенности ‘Айнайн, стали выстраиваться воины армии многобожников, боевой строй которых был направлен в сторону горы Ухуд, позади них располагалась Медина.
Войсками командовал Абу Суфьян, кавалерией правой руки руководил Халид бин Валид, левой — ‘Икрима ибн Абу Джахль, а лучники были под командованием ‘Абдуллаха ибн Абу Раби‘и. Нести знамя должен был Тальха ибн Абу Тальха.
Когда оба войска были готовы, началось сражение. Мусульмане направили всю силу удара в центр армии курайшитов, и противник, не выдержав напора, дрогнул, а затем и вовсе стал отступать.
Халид бин Валид несколько раз намеревался зайти с левого фланга у подножия возвышенности ‘Айнайн и ударить по мусульманам, однако расположенные на холме лучники каждый раз пресекали его попытки.
Когда же лучники увидели, что армия курайши- тов обратилась в бегство, а чаша победы склонилось в сторону войска мусульман, они устремились в сторону лагеря противника, дабы собрать трофеи. ‘Абдуллах ибн Джубайр приказал им остаться на позициях, однако, за исключением нескольких человек, лучники ослушались его.
Увидевший это Халид бин Валид не упустил возможность нанести мусульманам сокрушительный удар, и, обогнув ‘Айнайн, решил напасть на них с тыла. ‘Икрима ибн Абу Джахль последовал за ним. ‘Абдуллах ибн Джубайр и оставшиеся с ним лучники погибли, пытаясь отбить стремительную атаку противника.
В результате удачного маневра Халида ряды мусульман, которые оказались зажаты с двух сторон курайшитами, стали расстраиваться, и армия многобожников смогла вновь собраться и перехватила инициативу. Несмотря на то, что среди мусульман началась неразбериха, Пророк ﷺ продолжал сражаться вместе с небольшим количеством сподвижников, собравшихся вокруг него.
Многобожники смогли ранить Посланника Аллаха ﷺ, от удара меча его шлем раскололся, пластины вонзились в щеку, а брошенный камень рассек его нижнюю губу и сломал зуб. Пока по полю разлеталась весть, что Посланник Аллаха ﷺ убит, уцелевшие сподвижники образовали вокруг Мухаммада ﷺ кольцо, и, отбиваясь от противника, отошли вместе с ним на гору Ухуд.
Фото: SAMAREEN/ shutterstock.com
Абу Суфьян пытался выяснить, является ли дошедшая до него весть о смерти Посланника Аллаха ﷺ достоверной. Расспросив нескольких человек, он встретил Халида бин Валида.
Он спросил у него: «Как ты думаешь, Мухаммад был убит?» — На что тот ему ответил: «Я видел, как он взбирался на гору с некоторыми из своих соратников». Тогда Абу Суфьян промолвил: «Значит, так и есть, и Ибн Ками’а солгал, сказав, что он убит».
После чего Абу Суфьян попытался узнать хоть что-то о произошедшем от самих мусульман, занявших оборону на горе Ухуд. Перекрикиваясь с ними, он расспрашивал, живы ли Пророк ﷺ и благословенные Абу Бакр и ‘Умар, но, так ничего не добившись, вернулся к своему войску.
В итоге армия курайшитов покинула поле боя и отправилась обратно в Мекку. Мусульмане в битве при Ухуде потеряли семьдесят человек, из которых Абу Усайра ибн Харис, Сабит ибн Дахдаха и Рифа‘а ибн Вакаш, согласно преданиям, были убиты Халидом бин Валидом.
Безусловно, роль Халида как талантливого полководца и умелого воина в этом сражении была велика, ведь именно он сумел переломить ход битвы и спасти курайшитов от поражения, когда победа была уже почти в руках у мусульман.
Как нельзя лучше об этом сказал Ибрахим Урджун: «Если бы историей воспевались значимые для многобожников события, то битву при Ухуде следовало бы назвать днем Халида бин Валида. Однако Всевышний Аллах, избравший Халида одним из Своих мечей, вписал его имя в почетные страницы истории в числе тех, кто внес великий вклад во имя своей веры».
Битва при Ярмуке: 10 интересных фактов о событии, изменившем историю
Серия сподвижников ИД «Хузур»: «Халид Бин Валид»