Эфенди Кёпрюсю: история появления татарской деревни в Турции

История переселения татар в Турцию подробно описана в романе писателя Махмуда Галяу (настоящее имя Махмуд Галяутдинович Марджани) (1886-1937) "Мухаджиры" ("Переселенцы"). Сам роман был написан в 1933 году. Его основой послужила история, рассказанная Сафой Минлибаем. Сафа Минлибай был одним из татар-переселенцев обосновавшихся в Турции в деревне Эфенди Кёпрюсю. Однако после переселения, у него на новом месте умирает жена Саджида. После этого он отправляется обратно в родную деревню за второй женой, которую пришлось оставить, так как она была беременна.

Жители деревни Эфенди Кёпрюсю сохранили названия деревень откуда переселились их предки: это деревни Эби (Әби) второе название деревни Сарабиккулово (Сарабиккул), Шугурово (Шөгер), Каркали (Керкәле), Старый Иштеряк (Иске Иштиряк), Новый Иштеряк (Яңа Иштирәк), Куакбаш, Каратай, Карабаш, Яхшы Каран и др. Практически все они до 1920-х годов входили в Бугульминский уезд Самарской губернии и Мензелинский уезд Уфимской губернии. Сейчас они расположены в Лениногорском, Бугульминском и Сармановском районах республики Татарстан.

Причиной переселения татар в Турцию стала жесткая политика императора Александра III (годы правления 1881-1894) по отношению к мусульманам Поволжья и Урала. В период его правления усилилась антимусульманская деятельность и стремление с помощью миссионеров обратить татар в христианство. Активную деятельность среди татар развернули такие известные миссионеры, как Николай Ильминский (1822-1891) и Евфимий Малов (1835-1918).

Такой же политики первоначально придерживался император Николай II (годы правления 1894 -1917). В 1897 году российскими властями была организована первая в истории России Всеобщая перепись населения. Среди татар новость о переписи вызвала глубокую обеспокоенность. Начал распространяться слух, что эта перепись проводится с целью выявить мусульманское население, а затем его крестить. Во многих деревнях Поволжья вспыхнули бунты и акты неповиновения.

В некоторых селах стали избивать и выгонять присланных переписчиков, были даже случаи линчевания. В вышеупомянутом романе, также высокопоставленный царский чиновник был убит взбунтовавшимися жителями татарской деревни. Потому что он насильно принуждал жителей деревни участвовать в переписи и всячески их оскорблял. В результате разгневанные жители камнями, палками и косами забили его до смерти.

Основная проблема заключалась в том, что перед переписью царские власти не провели среди мусульманского населения разъяснительную работу о целях переписи. Это привело к большому количеству слухов и домыслов, что послужило причиной для бунтов. Даже после этого власти не поспешили умиротворить мирное население, а решили продемонстрировать военную силу. В отказавшиеся участвовать в переписи деревни были направлены казаки и жандармы, в последующем их жителей сурово наказали.

Одним из наиболее горячих очагов напряжения стали татарские деревни Бугульминского уезда. В деревни были введены жандармы и казаки. А затем жители поодиночке подверглись допросам с особым пристрастием. Тех, кто был признан виновным в беспорядках, в кандалах отправили в Казань для судебного разбирательства. Некоторые из них были казнены, а остальных сослали в Сибирь на тяжелые каторжные работы. 

Истязаниям подверглись и те, кто остался в деревнях. Их привязывали к столбам, секли и избивали. Жандармы и казаки не удовлетворились таким наказанием местных жителей. Они также стали отбирать домашний скот: коров, овец, коз и домашнюю птицу. Одна часть из них была съедена в течение нескольких месяцев, которые они оставались в деревнях, а другую часть забрали с собой. Эти обстоятельства вынудили часть татар искать убежище в Османской империи. Так, в 1898 году беженцы прибыли в Османскую империю и основали деревню Эфенди Кёпрюсю.

Более подробно см.: Жизнь татар в Турции: как татары оказались в Османской империи?

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1. Материалы тюрколога татарского происхождения Хайреттина Гюлечйюза.

2.Махмуд Галяу. Муть. Мухаджиры. Казань, 1982.

3. Роберт Джераси. Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России. М., 2013.

Социальные комментарии Cackle