"Древние тюрки - образец воинской доблести и победа всегда на их стороне"

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Как и большинство его современников, сын простого имама из сельской глубинки Заки Валиди был буквально ввергнут в водоворот бурных событий начала XX века. А до этого он обучался и преподавал в ведущих медресе того времени, общался с выдающимися людьми учеными, историками и общественными деятелями. Среди них можно назвать имена Ризаэтдина Фахрутдина, Галимджана Баруди, Мусы Бигиева, историки-востоковеды Николай Ашмарин, Николай Катанов, Василий Богородицкий. В этот период ученый занимается исследованием истории древних тюрков. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.

В силу природных и климатических особенностей ареала, в котором селились тюркские племена, они с древних времен занимались исключительно скотоводством. Как известно, самые плодородные и хорошо освоенные земли Средней Азии растянулись вдоль Аму-Дарьи, где располагаются крупные очаги культуры и просвещения. Веками здесь пролегали пределы, за которые шла непримиримая борьба за право обладать этими территориями. Этим объясняется и то обстоятельство, что эти войны и распри не давали возможности настоящему росту и процветанию культуры и просвещению этих народов. И даже в этих условиях тюрки испытали на себе благотворное влияние культур Восточного и Западного Туркестана, а также Монголии, в разные эпохи подпадали под влияние, продвинутых с культурной точки зрения, народов Китая и Ирана. У тюрок была своя письменность и литература. Известны также их достижения в просвещении и науках. Они возводили города и своеобразные архитектурные сооружения, однако суровый климат и скудость природных условий не способствовали их дальнейшему развитию и тюрки вновь были вынуждены возвращаться к прежнему кочевому образу жизни.

Нравы и национальные черты тюрок. Несмотря на то, что природные условия не способствовали прогрессивному развитию тюркских народов в сфере высокой культуры, однако это обстоятельство ни в коей мере не служило преградой для духовного прогресса их нравственности и морали. Именно в этом аспекте они достигли высочайшего развития. Из поколения в поколение передавались обычаи и традиции, знания и опыт предков. Этим можно объяснить множество народных пословиц и поговорок, которые сохранились с давних времен. Близость к природе, обитание в необъятных степных и лесных просторах, потребление здоровой, насыщенной белком пищи – молока, кумыса, мяса способствовало их хорошему развитию и физическому совершенству. Именно поэтому им были чужды и неприемлемы многие качества, которые присущи ущербным людям, такие как унижение, двуличие, наушничество, заискивание перед сильными и богатыми, воровство и стяжательство, измена, славословие, гордыня.

Арабский ученый аль-Джахиз (здесь речь идет об Абу Усмане Амре ибн Бахе аль-Джахи́зе (араб. الجاحظ‎‎; (775—868) — писателе, богослове, основоположнике арабской литературной критики) в своей книге «Фазаиль ат-Тюрк» («Добродетели тюрок») пишет: «Тюрки с детства приучены к верховой езде, им нет равных в этом умении, кроме того они чрезвычайно выносливы. Даже если связать тюрку руки и бросить в колодец, они непременно найдут способ выбраться оттуда. Они не ведают что такое усталость, весьма мало спят и во время сна чрезвычайно чутки. Древние тюрки образец воинской доблести и храбрости, а потому победа всегда на их стороне.

Среди воинственных племен, существующих на свете им нет достойных соперников. Они весьма жестоки по отношению к своим врагам, а промеж себя исключительно доброжелательны и сплоченны. Тюрки преданны родной земле и своему очагу. Они предпочитают постоянную смену обстановки, среды обитания и оседлый образ жизни, для тюрок подобно заточению, а потому они находятся в постоянном движении».

Испокон веков тюрки не имели особенности предаваться горю, для них было чуждо углубляться в бездны мысли и подолгу размышлять. Они привыкли недолго думая, браться за любую работу и в короткий срок исполнять ее. Для них было характерно браться за такое дело, которое не требовало глубокомысленных размышлений и основательных решений, а потому они отдавали предпочтение исполнению должности чиновника или воина, причем они могли исполнять эти обязанности даже вдали от своей родины.

Каноны и религия, по которой строили свою жизнь древние тюрки. Тюрки носили длиннополую одежду из шерстяных тканей и выделанной кожи. Часть из них полностью сбривало волосы на голове, а иные по примеру китайцев носили длинные чубы на самой макушке. При себе они постоянно держали саблю и лук со стрелами, которые были богато украшены  и искусно отделаны. Помимо этого у них были копья, наконечники которых были выполнены в виде волчьей головы из чистого золота или серебра, инкрустированные драгоценными камнями.

Продолжение следует

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle