Чтобы преодолеть чувство голода, он прикладывал к животу камень и затягивал пояс…

«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») - так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана  в типографии «Ма’ариф», в Казани, в 1918 году.

Islam-today предлагает вниманию читателей продолжение глав из этой книги.

Имам Шафии сказал однажды: «Хазрати Абу Хурайра (радыйАллаху анху) отличается от остальных сахаба тем, что передал наибольшее количество хадисов».

Именно поэтому имя его наиболее часто упоминается в известных книгах хадисов, тафсирах, учебниках по Исламу и мусульманской морали. Абу Хурайра поведал общим числом пять тысяч триста восемьдесят четыре хадиса. Из этого количества 800 хадисов Абу Хурайра рассказал лично сподвижникам и таби’инам.

После кончины Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) Абу Хурайра всю свою жизнь посвятил распространению мусульманства и рассказам хадисов. Он придавал важное значение возложенной на него миссии. Вот как он говорил об этом: «Часто можно слышать о том, что Абу Хурайра рассказывает множество хадисов, которые не известны ни ансарам, ни мухаджирам. Если бы в Благородном Коране не было бы призыва распространять знания, я бы не промолвил ни единого слова. Тогда мухаджиры-переселенцы занимались бы торговлей на базаре, ансары-помощники разводили финиковые сады. Мне посчастливилось присутствовать на меджлисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) не ради того, чтобы насытить желудок, а чтобы запомнить все, о чем упоминалось там и что не смогли запомнить другие участники этих меджлисов» (Сахих Бухари).

«Однажды я пожаловался Пророку Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), - вспоминал Абу Хурайра, - что стал забывать свои знания. Он сказал: "Расстели перед собой свой халат!" Я расстелил, как он повелел. Мне показалось, что он положил что-то на него и сказал: "А теперь сверни халат". Я сделал все, как он просил. И вот с тех пор я перестал забывать» (Истигаб, Сахих Бухари).

Хазрати Абу Хурайра был очень умен, обладал цепкой памятью, и если бы он с молодых лет посвятил себя предпринимательству и накоплению богатств, то сколотил бы хорошее состояние. Однако прежде всего он посвятил себя укреплению в Исламе и накоплению знаний. Он жил впроголодь. По нескольку дней ему приходилось голодать, а для того чтобы преодолеть чувство голода, он прикладывал к животу камень и затягивал пояс... Абу Хурайра не любил показывать окружающим, что живет в нужде. Никогда не просил ни о чем. Он часто любил повторять: «У меня нет привычки просить о чем-нибудь посторонних, а что дают, я не отказываюсь брать». Для него самой большой потребностью являлись знания.

Как то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) обратился к нему со словами: «О, Абу Хурайра! Возьми что тебе нужно из этих богатств!» На что Абу Хурайра сказал: «Ничего мне не нужно, кроме знаний! Я прошу, чтобы вы передали мне лишь знания» (Асаба).

Абу Хурайра рассказывал, как однажды он был очень голоден, вот-вот его должны были покинуть все силы, даже в глазах у него потемнело. Навстречу ему попался Умар ибн Хаттаб, и Абу Хурайра попросил его растолковать один из аятов Священного Корана. Умар ибн Хаттаб пригласил Абу Хурайру к себе домой и ответил на его вопрос, однако хозяин не обратил внимание на состояние гостя, и тот, уходя из дома, буквально на крыльце потерял сознание. А когда он открыл глаза, то увидел у своего изголовья Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который, увидев состояние Абу Хурайры, все понял и, взяв его руку, помог подняться. Привел к себе и почти насильно заставил выпить молока. Впоследствии об этом услышал сам Умар ибн Хаттаб и был весьма огорчен, что не придал значения состоянию, в котором находился его собеседник, и не накормил его чем-нибудь.

В годы правления халифа хазрати Умара Абу Хурайра был наместником в Бахрейне. А во времена халифа хазрати Усмана он был кадием в Благословенной Мекке. Когда же халифом стал хазрати Мугавия, был назначен наместником в Лучезарной Медине.

С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle