Что такое счет абджад?
Абджад - это мнемотехнический способ классификации букв арабского алфавита, то есть каждое слово в арабском алфавите имеет определенное цифровое значение, когда каждое число может быть выражено буквами, и наоборот. Говоря иными словами, каждое слово, помимо своего буквального смысла, имеет также числовое значение.
Известны три традиционных версии происхождения такой организации букв: согласно первой из них, звучание слов соответствует именам шести царей древности, по второй - именам джиннов, а третья отождествляет их с названиями дней недели.
Этот метод подсчета восходит к глубокой древности и был широко распространенной формой арабского письма еще до ниспослания Священного Корана.
Все события, происходившие в истории арабов, записывались специально составляемыми буквами с учетом их цифровых значений и, таким образом, фиксировалось как описание события, так и его дата. Эта дата получалась из суммирования особого цифрового значения каждой используемой в слове буквы.
Хотя арабы широко пользовались счетом абджад еще и до Ислама, однако это исчисление достигло пика развития именно в период мусульманской культуры.
Так, в различных образцах классической восточной литературы очень часто можно встретить исчисление абджад. Дату какого-либо важного события, например, восхождение правителя на трон, крупные военные победы, грандиозные строительства, очень часто выражали не цифрами, а словами. Даже поэты зачастую указывали дату создания своих произведений в исчислении абджад.
Система, определяющая цифровой эквивалент каждой из двадцати восьми букв арабского алфавита, таким образом создавала возможность для выражения любой цифры при помощи слов.
Слово "абджад" образовано из первых четырех букв ("алиф", "ба", "джим" и "дал") арабского алфавита. По исчислению абджад, все цифры от 1 до 1000 могут быть выражены посредством комбинаций из 28 букв. Для того, чтобы поочередно запомнить эти 28 букв, их соединили в 8 слов: абджад, хавваз, хутти, каляман, сафас, карашат, сахаз и дазаг.
Первые девять букв алфавита отражают однозначные числа от 1 до 9, последующие девять букв это десятки - от 10 до 90, следующие девять букв – сотни от 100 до 900, и, наконец, последняя буква означает 1000. То есть, цифровое значение букв арабского алфавита распределено следующим: алиф – 1, ба - 2, джим - 3, даль - 4, хе - 5, вав - 6, за - 7, ха - 8, та- 9, йа - 10, каф - 20, лам - 30, мим - 40, нун - 50, син - 60, айн - 70, фа - 80, сад - 90, каф - 100, ра - 200, шин - 300, тя - 400, ся - 500, ха- 600, зал - 700, зад - 800, за - 900, гайн - 1000.
Помимо этого, для идентификации того или иного знака алфавита используется сумма всех букв, составляющих название буквы. Так, например, алиф может быть выражен с помощью чисел 1 и 111, так как (алиф+лам+йа+фа) = 1+30+10+80=111.
Islam-Today
Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост!
Читайте также:
-
Умная жена – залог здоровья мужа
Скажем , если муж не приверженец зож, то жена своим примером должна культивировать здоровый образ жизни в семье. А ведь женщина любит в сильном поле, прежде всего…
-
Каковы правила поведения в мечети?
Вопрос:
Каковы правила поведения в мечети? Можно ли подобные правила повесить в мечети для всеобщего обозрения?
Ответ:
ذَكَرَ الْفَقِيهُ - رَحِمَهُ اللَّهُ تَعَالَى - فِي التَّنْبِيهِ حُرْمَةُ الْمَسْجِدِ خَمْسَةَ عَشَرَ أَوَّلُهَا أَنْ يُسَلِّمَ وَقْتَ الدُّخُولِ إذَا كَانَ الْقَوْمُ جُلُوسًا غَيْرَ مَشْغُولِينَ بِدَرْسٍ وَلَا بِذِكْرٍ، فَإِنْ لَمْ يَكُنْ فِيهِ أَحَدٌ أَوْ كَانُوا فِي الصَّلَاةِ فَيَقُولُ السَّلَامُ عَلَيْنَا مِنْ رَبِّنَا، وَعَلَى عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ. وَالثَّانِي أَنْ يُصَلِّيَ رَكْعَتَيْنِ قَبْلَ أَنْ يَجْلِسَ. وَالثَّالِثُ أَنْ لَا يَشْتَرِيَ وَلَا يَبِيعَ. وَالرَّابِعُ أَنْ لَا يَسُلَّ السَّيْفَ. وَالْخَامِسُ أَنْ لَا يَطْلُبَ الضَّالَّةَ فِيهِ. وَالسَّادِسُ أَنْ لَا يَرْفَعَ فِيهِ الصَّوْتَ مِنْ غَيْرِ ذِكْرِ اللَّهِ تَعَالَى. وَالسَّابِعُ أَنْ لَا يَتَكَلَّمَ فِيهِ مِنْ أَحَادِيثِ الدُّنْيَا. وَالثَّامِنُ أَنْ لَا يُخَطِّي رِقَابَ النَّاسِ. وَالتَّاسِعُ أَنْ لَا يُنَازِعَ فِي الْمَكَانِ. وَالْعَاشِرُ أَنْ لَا يُضَيِّقَ عَلَى أَحَدٍ فِي الصَّفِّ. وَالْحَادِيَ عَشَرَ أَنْ لَا يَمُرَّ بَيْنَ يَدَيْ الْمُصَلِّي.
وَالثَّانِي عَشَرَ أَنْ لَا يَبْزُقَ فِيهِ. وَالثَّالِثَ عَشَرَ أَنْ لَا يُفَرْقِعَ أَصَابِعَهُ فِيهِ. وَالرَّابِعَ عَشَرَ أَنْ يُنَزِّهَهُ عَنْ النَّجَاسَاتِ وَالصِّبْيَانِ وَالْمَجَانِينِ وَإِقَامَةِ الْحُدُودِ. وَالْخَامِسَ عَشَرَ أَنْ يُكْثِرَ فِيهِ ذِكْرَ اللَّهِ تَعَالَى، كَذَا فِي الْغَرَائِبِ.
Факих Абу Лейс Ас-Самарканди (да помилует его Аллах Та’аля) в книге «Танбихуль-Гафилин» упомянул, что в отношении мечети есть 15 уважительных действий:
-
Для неженатых мусульман и незамужних мусульманок
Понятия "встречаться" в светском его понимании не существует в исламе. Тогда возникает вопрос: как мусульманину/мусульманке выйти замуж, если встречаться им запрещено?
-
Когда произошел знаменитый раскол Луны и правда ли это?
Мекканские мушрики потребовали от Посланника Аллаха (ﷺ) показать им чудо. Это произошло...
-
Что помогло пророку Мусе (а.с.) перевести сынов Израиля через море?
Описание в аяте водяных гор наводит на сравнение их с волнами-цунами, которые достигают гигантских размеров. Как и у гор, у этих волн большое по площади нижнее основание. При их возникновении глубина моря уменьшается, так как большая масса воды уходит вверх, создавая волны высотой до 30 метров.
-
4 вещи, без которых не может существовать ни один брак
Однажды один человек сказал мне, что если бы пришлось описывать брак одним словом, то это бы было понимание. Все крепкие отношения, в том числе и брак, построены на крепком фундаменте понимания. Большинство проблем в отношениях происходит из-за недостатка понимания со стороны одного или обоих супругов...
-
Обязательно ли совершать жертвоприношение при рождении ребенка?
В книгах по фикху этот вид жертвоприношения связанный с рождением ребенка, называется акика. Для совершения акики нет определенного дня. Некоторые совершают акику на седьмой день, некоторые же совершают жертвоприношение, когда ребенку исполняется семь лет.
-
Как Азазиль стал Иблисом?
Среди джиннов был джинн по имени Азазиль. Вместе с ангелами он поднялся на небо, вырос среди ангелов и день ото дня становился умнее. Он обрел богатые знания, так что стал даже учителем для ангелов. Некоторые говорят, что его отец по имени Хаблис внешностью походил на льва. Его мать звали Теблис, и она была похожа на волчицу. Сперва он ослушался своего отца, из-за чего позднее попал в такую беду. В одном риваяте сказано, что причиной его восхождения на небо стало вот что: когда потомки Джанна впали в неверие, он отдалился от них и продолжал поклоняться Аллаху, укрывшись в дальнем уголке.