Что ожидало бы древних тюрок, если бы не Ислам и мусульманская цивилизация?

 

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) в свое время  исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.

Подлинный подъем и процветание тюркских племен продолжался не менее трех столетий. За этот период сформировалась их национальная литература, были заложены основы их научного мировоззрения, восприятия окружающего мира, повседневный быт и образ жизни. И все это было связано с именами и непреклонной волей великих исторических личностей, какими были Чингисхан, Тимур. Представьте себе, если бы потомки Джучи и тимуриды в те времена благодаря своим усилиям и энергии не озаботились будущим своих соплеменников и не привлекли их в самую мощную и великолепную исламскую культуру, большая часть тюркских племен до сей поры пребывала бы в лоне идолопоклонства, вела бы свой обычный кочевой первоначальный образ жизни. Однако в какой бы степени тюркские народы ни сблизились с культурными центрами Ислама и просвещенными племенами, сколько бы они не пользовались плодами этих цивилизаций, они ни в коей мере не теряли своих племенных связей и образа жизни. Тимур свято следовал завету своего отца – хана Тургая, который перед смертью сказал: «О, сын мой! Будь верен своему племени и роду, а уж затем нашей вере! Ты являешься потомком славного племени «барлас», а вера наша – Ислам!»

Высшие слои тюркского общества, ее элита, аристократия очень хорошо знала и помнила свои корни, свое племя и пользовалась должным уважением своих соплеменников. В период правления монгольских ханов племенные отношения тюрок претерпели коренные изменения. Особенно эти преобразования произошли в период царствования Чингисхана. После того, как на берега Орхона и Селенга произошло переселение различных монгольских племен, тюркским народам, обитавшим в этих краях и на Алтае, пришлось откочевать на запад.

В результате постоянных войн и стычек между Кублаем и ханом Кайду, различиям в религии, ведь монголы поклонялись Будде и тяготели к китайской культурной традиции, в то время как тюрки предпочитали Ислам и великую мусульманскую культуру, пути этих двух народов, то есть монголов и тюрков окончательно разошлись. Таким образом те монгольские племена, в частности, кият, мангут, каучик, катагин, джилябер, кераит, кунгырат, татар, а также более мелкие - сулдуз, кенягес, барин, ширин, дурман, барлас, муйдин во времена правления Чингисхана откочевали в Джучиев улус и совершенно утеряли свою идентичность и превратились в тюрок. В то же время тюрки, переправившиеся в стан монголов и оказавшиеся в окружении их племен, напрочь утеряли свой язык и традиции и превратились в монголов.

Помимо этого и сам Чингисхан и его наследники не приветствовали и не поощряли обычаев, когда древние многочисленные племена селились обособленно и вели уединенный образ жизни, представляя потенциальную угрозу целостности империи. Именно поэтому они стремились всячески разъединять и дробить крупные племена и распределять их в различные концы тюркского государства. По этой причине некогда великий  и единый кипчакский народ, в свое время обитавший в Поволжье был разъединен и направлен на восточные земли, точно такая же участь постигла и  огромное племя найманов. А места их обитания заняли  разные племена и мелкие общины, называвшиеся по имени своих племенных вождей. Таким вот причудливым образом возникли племена “нугай” по имени Нугая мирзы из рода Джучи хана или “узбек” по имени хана Узбека , которые еще в бытность расцвета Золотой Орды восприняли Ислам.

Часть племен, проживавших в пределах Белой Орды, стала называться «казах». Точно таким образом возникли племена и крупные общины, которые именовались «киргиз». «канык», «кипчак», «карлук», «найман», «миркит», «дулат», «уйгур». Именно в период правления монголов в языках многих тюркских племен произошли коренные процессы, повлиявшие на словарный состав и фразеологию. Все это произошло под влиянием монгольских и даже финно-угорских племен «динлин» и «алчин», обитавших в Сибири и на берегах Енисея. Даже башкирские племена, изначально кочевавшие в пределах Арала и Мангышлака, а впоследствии перебравшиеся на побережье Иртыша и в Приуралье, перемешавшись с племенами кераитов, кипчаков, миркитов, дурман, киргизов и найман, составили значительную общность.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle