Что мы знаем о женщинах – исламских ученых?

Религиозные науки наверняка представляются многим из нас как сугубо мужское поле деятельности. В исламских вузах и медресе почти все преподаватели – это мужчины, авторы книг по богословским наукам – тоже мужчины, если мы начинаем вспоминать имена великих ученых Ислама, то это будут также мужские имена.

Но как это ни покажется кому-то странным, если мы начинаем изучать историю богословской науки всей исламской истории, особенно истории раннего Ислама, мы обнаружим там множество женских имен.

Самые известные из них – это, без сомнения, имена спутниц жизни Пророка (мир ему), которые имели возможность общаться с ним каждый день и поэтому передали множество ценной информации о его словах и поступках. Аиша (да будет доволен ей Всевышний) передала больше двух тысяч хадисов. Другие его супруги,такие как Хафса, Маймуна и Умм Хабиба, также были выдающимися передатчицами хадиса первых веков.

Правда ли, что хадисы, переданные от женщин, самые достоверные? >>

Но этими именами вклад женщин в исламское богословие вовсе не оканчивается. Исламские историки и богословы в своих книгах приводят имена своих учителей, у которых они брали знания, и среди этих ученых было множество женских имен. Вот некоторые факты.

Известный сирийский историк Ибн Асакир ад-Димашки, упоминая о своих учителях, говорит, что среди них было около 80 учителей-женщин!

Другой выдающийся богослов Ибн Хаджар Аскаляни в своей работе «Дурар аль-Карима» приводит краткую биографию более 170 женщин-ученых восьмого века хиджры, у которых он учился науке хадиса и другим религиозным знаниям. Более того, он передает, что некоторые из этих женщин считались лучшими специалистами по хадису своего времени.

Еще один источник информации по этой теме - книга под названием «Муджам аш-шуюх», автором которой был ученый по имени Абдуль-Азиз ибн Умар ибн Фахд (годы жизни 812-871 хиджры/1409-1466 н.э.). В ней приводятся биографии более чем 1100 учителей автора, в том числе 130 ученых женщин, у которых он учился.

 

Кто же такие эти ученые женщины, что мы о них знаем?

Если взять первые три поколения мусульман, которые обычно называют саляфами (праведными предшественниками), то здесь женщины занимали важное место как хранители пророческой традиции.

К примеру, выдающимся знатоком хадиса первых веков по хиджре была женщина по имени Амра бинт Абдурахман, которая передавала хадисы от Аиши (да будет доволен ею Аллах). Сам халиф Умар ибн Абдуль-Азиз говорил, что «если вы хотите изучить науку хадиса, то вам нужно учиться у Амры». Имам Зухри, автор одного из первых «Муснадов», письменных сборников хадиса, отмечал Амру как выдающегося знатока хадиса и советовал брать у нее знания.

Про нее передается такой примечательный случай. Как-то раз кади (судья) Медины приговорил к отсечению руки одного вора-немусульманина. Когда Амра услышала об этом приговоре, она велела одному из своих учеников пойти к судье и напомнить ему, что такое наказание полагается только если украденное стоит больше одного динара (а в данном случае человек украл вещь меньшей стоимости). Услышав о том, что он ошибся, судья помиловал преступника.

Другой ученой женщиной из поколения табиинов (учеников сподвижников) была Умм Дарда (обычно ее называют Умм Дарда младшая – чтобы не путать с женой сподвижника Умм Дарда). Ее уроки в мечети Дамаска слушали многие специалисты по хадису и фикху. Некоторые ученые считали, что она превзошла таких выдающихся знатоков хадиса своего времени, как Хасан аль-Басри и Ибн Сирин.

Ее уроки посещал сам халиф Абдульмалик ибн Марван. Более того, рассказывают, что при входе в мечеть и во время уроков Умм Дарда, уже будучи пожилой женщиной, опиралась на руку халифа, поскольку ей было тяжело стоять на ногах.

В начале восьмого века по хиджре жила другая известная ученая женщина, Фатима бинт Ибрагим бинт Джохар. Ее учениками считали себя имамы Захаби и ас-Субки, которым она преподавала сборник Сахих аль-Бухари. Известность Фатимы была столь велика, что, когда она была в хадже, хадисоведы из Медины попросили ее провести для них уроки в Мечети Пророка (мир ему).

Следует также отметить, что учеными становились женщины самого разного происхождения. Абида Аль-Мадания (2 век хиджры / 8 век н.э) начинала свою жизнь как рабыня Мухаммада ибн Язида, что не помешало ей выучить множество хадисов от ученых Медины. Ее хозяин подарил ее Хабибу Даххуну, большому хадисоведу из Испании, когда тот посетил священный город по дороге в хадж. Даххун был так впечатлен ее познаниями, что освободил ее, женился на ней и взял ее в Андалусию. Считается, что она передала десять тысяч хадисов от своих учителей в Медине.

По контрасту с ней Зейнаб бинт Сулейман (ум. 142 г. х/759 г. н.э.) была женщиной весьма знатного рода. Ее отец был двоюродным братом ас-Саффаха, основателя династии Аббасидов, и губернатором Басры, Омана и Бахрейна во время правления халифа аль-Мансура. Зейнаб, которая получила прекрасное образование и овладела наукой хадиса, считалась одной из выдающихся женщин-мухаддисов своего времени, ее учениками были многие известные ученые.

Великий знаток хадиса Ибн Хаджар Аскаляни, который перечислял множество женских имен среди своих учителей, особенно упоминал женщину по имени Аиша бинт Абдуль-Хади (723-816 гг. н.э.). По его словам, она считалась одним из лучших знатоков хадиса своего времени. Люди со всех концов исламского мира предпринимали долгие путешествия, чтобы иметь возможность учиться у нее.

Огромным авторитетом в свое время пользовалась женщина по имени Карима аль-Марвазия (ум. 463 г. хиджры/1070 г н.э.), которая считалась лучшим знатоком Сахих аль-Бухари в свое время. Карима была родом из Туркменистана, из города Мерв (отсюда ее прозвище аль-Марвазия).

С юных лет она вместе с отцом предпринимала долгие путешествия на Ближний Восток – в Сирию, Египет, Хиджаз и другие известные центры религиозных наук в поисках знаний. В дальнейшем она становится одним из ведущих авторитетов в Мекке по передаче хадисов из сборника Бухари. Имам Ибн Джаузи пишет, что такие ученые как Хатиб аль-Багдади, Ибн аль-Мутталиб, ас-Самани и Абу Талиб аз-Зейнаби учили сборник Бухари именно у нее.

Женщина по имени Шухда (ум.574 г. хиджры/1178 г. н.э.) описывается как знаток каллиграфии и выдающийся авторитет в науке хадиса. Ее прадед был торговцем иглами, поэтому носил прозвище аль-Ибри. Но ее отец Абу Наср проявлял большой интерес к богословским наукам и в дальнейшем передавал эти знания своей дочери. Она вышла замуж за знатного человека по имени Али ибн Мухаммад, который позже стал советником халифа аль-Муктади и основателем медресе. Его жена, однако, была более известна, чем он – она прославилась как знаток хадисов. Ее уроки по Сахих аль-Бухари и другим сборникам хадиса посещало большое количество студентов, и вследствие ее высокого авторитета многие люди называли себя ее учениками.

Зейнаб бинт Ахмад (ум. в 740 г. хиджры/1339 г. н.э.), более известная по прозвищу Бинт аль-Камаль, давала уроки по Муснаду Абу Ханифы, Шамаилю Тирмизи и «Шарх Маани аль-Асар» ат-Тахави. Известный историк Ибн Батута, когда находился в Дамаске, занимался наукой хадисоведения именно с ней и некоторыми другими женщинами-учеными.

Если брать более близкие к нам времена, то здесь можно отметить имя Умм Хани Марьям (годы жизни 778-871 по хиджре/1376-1466 гг. н.э.). Эта выдающаяся женщина выучила Коран в раннем детстве, изучала все исламские науки того времени, включая богословие, фикх, историю и грамматику, а затем отправилась получать знания по хадису у лучших учителей своего времени в Каир и Мекку.

Более того, ее отличали также за познания в арабском языке, искусство каллиграфии и ее способности к поэзии. Наряду с большой ученостью современники уважали эту женщину за ее благочестие и строгое соблюдение религиозных обязанностей – она совершала хадж не менее 13 раз! Ее сын, который также стал известным ученым десятого века, выказывал ей большое уважение до конца ее жизни. Она преподавала в большом медресе Каира, давая иджазы многим ученым.

Напоследок нужно упомянуть имя Фатимы аль-Фудайлия, более известной как Шейха аль-Фудалия. Она родилась перед концом 12 века хиджры (18 век) и вскоре преуспела в каллиграфии и других исламских науках. У нее был особый интерес к хадису, она много читала по этому вопросу, получила иджазы от многих ученых и приобрела репутацию выдающего ученого по хадису своего времени.

К концу своей жизни она поселилась в Мекке, где основала богатую публичную библиотеку. Здесь ее уроки посещали многие выдающиеся ученые, которые слушали ее лекции и получали от нее иджазы. Она скончалась в 1247 году хиджры (1831 году н.э.).

Как мы видим, на протяжении всей исламской истории роль женщины отнюдь не ограничивалась домашним хозяйством и заботой о своей семье. Среди передатчиков пророческих сообщений ранних веков мы находим множество женских имен, в средние века среди преподавателей медресе были женщины – даже выдающиеся исламские ученые не стыдились называть этих женщин в числе своих учителей.

Так что женщинам-мусульманкам в наше время, тем более, никто не мешает брать пример с этих замечательных женщин и также стремиться к знаниям, получать которые сейчас стало гораздо легче.

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle