Иерусалим – город, одинаково священный для трех самых крупных монотеистических религиозных традиций: Ислама, Иудаизма и Христианства. За свою историю, которая охватывает тысячи лет, этот город был известен под многими названиями: Иерусалим, аль-Кудс, Ерушалаим, Элия, - все эти названия отражают его богатое наследие. Этот город считали своим домом большое количество пророков Ислама от Сулеймана и Дауда до Исы (Иисуса) – мир Аллаха над ними.
В этот город из Мекки Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) за одну ночь совершил чудесное путешествие, вознесшись затем на небо. Это путешествие известно в исламской традиции как «Исра ва аль-Миградж». Тем не менее, Иерусалим никогда не входил в сферу политических интересов в годы жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха!). Однако это положение изменится в период правления второго халифа Ислама Умара бин аль-Хаттаба.
Сирийские завоевания
Во время жизни Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) Византийская империя четко заявила о своем желании ликвидировать молодую мусульманскую религию, стремительно набиравшую популярность на ее южных границах. Как результат подобных устремлений, в октябре 630 года начался поход на Табук, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) привел армию из 30 000 человек на границу с Византийской империей. Хотя мусульмане не встретили никакого сопротивления со стороны византийских войск, экспедиция ознаменовала начало мусульманско-византийских войн, которые продолжались на протяжении десятилетий.
Во время правления халифа Абу Бакра (632-634 гг.) на византийскую землю не было предпринято никаких крупных походов. Однако уже в эпоху правления халифа Умара бин аль-Хаттаба мусульмане начали серьезную экспансию на север - вглубь византийского царства. Он отправил сражаться с византийцами войска во главе с выдающимися мусульманскими полководцами – Халидом бин аль-Валидом и Амром бин аль-Асом. В 636 году при населенном пункте Ярмук состоялась решающая битва, нанесшая удар по византийским силам в регионе, что привело к падению многочисленных городов на территории Сирии, включая Дамаск.
Зачастую местное население - как евреи, так и христиане, приветствовало мусульманскую армию. Большинство христиан региона являлось монофизитами, которых отличало более монотеистическое восприятие Бога, похожее на то, что проповедовали мусульмане. Ввиду богословских различий с византийцами, они приветствовали новую мусульманскую власть.
Захват Иерусалима.
К 637 году мусульманские войска стали стягиваться к окрестностям Иерусалима. Главой города в то время был Патриарх Софроний - представитель византийского правительства, а также лидер местной христианской церкви. Хотя многочисленное мусульманское войско под командованием Халида бин аль-Валида и Амра бин аль-Аса уже окружило город, Софроний отказался сдавать город кому бы то ни было, кроме халифа Умара.
Узнав об этом, Умар бин аль-Хаттаб покидает Медину и в компании своего слуги на осле отправляется в Иерусалим. По прибытию в Иерусалим, Умара бин аль-Хаттаба встретил лично Софроний, который, несомненно, был поражен тем, что предводитель мусульман, один из самых влиятельных людей в мире на тот момент, был одет более чем скромно и был совсем неотличим от своего слуги.
Умару провели экскурсию по городу, включая Храм Гроба Господня. Когда пришло время молитвы, Софроний пригласил Умара молиться внутри Церкви, но Умар отказался. Он настаивал на том, что если бы он все же помолился там, то позже мусульмане под этим предлогом превратили бы храм в мечеть, тем самым лишив христианский мир одного из самых его святых мест. Вместо этого Умар совершил молитву за пределами церкви, где позже была построена мечеть, называемая сейчас мечетью Умара.
Договор Умара
Как и во всех других завоеванных мусульманами городах, новая мусульманская власть в Иерусалиме заключила договор, подробно изложив права и привилегии в отношении завоеванного населения и мусульман. Этот договор был подписан Умаром бин аль-Хаттабом и Патриархом Софронием в присутствии некоторых мусульманских генералов. В тексте договора говорится: "Во имя Бога, Милостивого, Милосердного. Это гарантия безопасности, которую раб Божий, Умар, Повелитель правоверных, дал народу Иерусалима. Он дал им гарантию безопасности за свою жизнь, за свою собственность, свои церкви, своих больных и здоровых, населяющих город и все ритуалы, соответствующие их религии. Их церкви не будут экспроприированы мусульманами и не будут разрушены. Ни церкви, ни земля, на которой они стоят, ни их имущество не будут повреждены. Христиане не будут насильственно обращены в Ислам.
Народ Иерусалима должен платить налоги, также как и жители других городов, и должен изгнать из города византийцев и разбойников. Те из жителей Иерусалима, которые хотят уйти с византийцами, могут взять свое имущество и должны оставить церкви, и кресты. Эти люди будут в безопасности, пока они не достигнут своего убежища. Жители деревни могут остаться в городе, если пожелают, но должны платить налоги, как граждане Иерусалима. Желающие могут уйти с византийцами либо могут вернуться в свои семьи. Ничто не должно быть изъято у них до тех пор, пока они не соберут свой урожай.
Если они платят налоги в соответствии с их обязательствами, то условия, изложенные в этом письме, находятся под заветом Бога, являются обязанностью Его Пророка, халифов и верующих". (Цитата по книге «Тарих ат-Табари»).
В то время это был, безусловно, один из самых прогрессивных договоров в истории. Для сравнения: 23 годами ранее, когда Иерусалим был завоеван персами, была устроена масштабная резня. Еще одно массовое убийство произошло в 1099 году, когда Иерусалим был завоеван крестоносцами.
Договор Умара предоставил христианам Иерусалима полную религиозную свободу, как это установлено Кораном и изречениями Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Это была одна из первых и наиболее важных гарантий религиозной свободы в истории. Хотя в договоре есть пункт об изгнании евреев из Иерусалима, его подлинность не подтверждается. Одним из путеводителей Умара в Иерусалиме был еврей по имени Кааб аль-Ахбар. Умар также разрешил евреям поклоняться на Храмовой горе и у Стены Плача, в то время как византийцы запрещали им подобную деятельность. Таким образом, подлинность положения об изгнании евреев под вопросом.
Вопрос о значении такого прогрессивного и справедливого договора, который защищал бы права меньшинств, не стоит. Этот договор стал стандартом для мусульманско-христианских отношений во всей территории бывшей Византийской империи, причем права завоеванных людей были защищены во всех случаях, а принудительное обращение в Ислам никогда не было санкционировано.
Возрождение города.
Умар немедленно приступил к превращению города в важную мусульманскую достопримечательность. Он очистил область Храмовой горы, где Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вознесся на небеса. Умар и его армия лично очистили этот район и воздвигли там мечеть - Масджид аль-Акса.
В оставшееся время правления Умара и в царствование империи Омейядов Иерусалим становится одним из главных центров паломничества и торговли. В 691 году в дополнение к мечети аль-Акса была воздвигнута мечеть Купол Скалы. Вскоре по всему городу начинают появляться другие мечети и общественные учреждения.
Завоевание Иерусалима халифом Умаром в 637 году стало важным моментом в истории города. В течение следующих 462 лет город будет управляться мусульманами с предоставлением религиозной свободы для меньшинств в соответствии с Договором Умара. Даже в наши дни, когда продолжается борьба за будущий статус города, многие мусульмане, христиане и евреи настаивают на том, что Договор сохраняет свою юридическую силу и надеются, что он сможет решить текущие проблемы Иерусалима.
Islam-today