Начало: Липки: история татар Белоруссии
В нашей прошлой статье мы начали вас знакомить с историей татар-липок, которых сейчас также принято также называть «западными татарами». И упомянули о том, что небольшое количество этих татар живет в Украине. Речь идет именно об о тех же самых липках, которых в самой Украине в зависимости от места проживания принято называть волынскими, подольскими или галицкими татарами.
До этого все они когда-то жили в одном едином государстве, которое называлось Великое княжество Литовское, а позже Речь Посполитая, а большая часть Украины была ее частью. Но даже в Украине мало кто знает о древней истории этих татар, некогда населявших Западную и Правобережную Украину.
Если в Белоруссии, Литве и Польше наблюдается возрождение татар-липок, то в Украине этот процесс пока практически не ощущается. Это связано с тем, что во времена советской власти и немецкой оккупации общины татар-липок были практически полностью уничтожены. А также всегда шел процесс ассимиляции и смешивания с местным населением.
Мало кто знает, что мать Ивана Грозного — Елена Глинская, тоже была из рода переселившихся на Украину западных татар. Род князей Глинских восходит к золотоордынскому темнику Мамаю. Так после знаменитой Донской битвы, сын Мамая — Мансур-Кият обосновался на украинских землях. Им были основаны три города: Глинск, Полтава и Глиница.
Старший сын Мансур-Кията принял христианство, и крестившись под именем Александр, стал управлять этими городами. Род Глинских восходит к Александру, а название самого рода берет свое начало от города Глинск (ныне село в Роменском районе Сумской области Украины).
Татары находились на военной службе у королей Речи Посполитой, а также формировали отдельные татарские хоругви (так назывались воинские подразделения татар-липок) у таких влиятельных магнатских родов как Острожские, Заславские, Корецкие, Сенявские, Вишневецкие и других. Хотя эта община была и не слишком многочисленная, она оставила яркий след в истории Украины.
К 16 веку украинские татары практически потеряли связь со своей исторической родиной и перешли с тюркского языка на славянский язык (польский, украинский либо старобелорусский), а также под влиянием местного населения стали меняться обычаи. Однако татары продолжали исповедовать Ислам, а также сохранять историческую память о своем происхождении, которая предавалась через устные предания от старшего поколения к младшему.
Сейчас на территории Западной и Правобережной о былой истории татар напоминают лишь некоторые названия и сохранившиеся артефакты. В городах и других поселениях, где жили татары, существовали отдельные слободы, которые часто называли татарскими. Сейчас на их месте можно встретить улицы с названием “Татарская”. Так под Тернополем (административный центр современной Тернопольской области, на западе Украины, расположенная на исторических землях Галиции и Подолии) была татарская слобода, которая сейчас вошла в черту города и стала современной улицей Татарской.
В Хмельницкой области у города Староконстантинова существовала татарская слобода, где в 1636 году было около 60 татарских домов со своей мечетью. А в самом городе долгое время существовал магазин, где можно было купить халяльную еду. Но в 19 веке, по воспоминаниям путешественников, мечети уже не было, а о былой жизни татар напоминали камни на арабском языке, находившиеся в местной синагоге.
В городе Луцк Волынской области также была отдельная улица, заселенная татарами. Известно, что в свое время татары Луцка даже подавали в суд на православных священников за то, что они без разрешения татар построили на их улице православную церковь.
Пожалуй, одним из самых важных мест, связанных с татарами-липками, является село Ювковцы в Белгородском районе Хмельницкой области. В этом селе татары компактно проживали несколько веков. Здесь сохранилось большое мусульманское кладбище - мизар, которое насчитывает более 800 могил.
Сейчас потомки этих татар либо в свое время эмигрировали в Польшу, либо ассимилировались с местным населением, лишь частично храня память о своих предках. Большое количество украинских татар погибло в Первой и Второй мировой войне, а также во время советских репрессий. В некоторых семьях исследователи встречают бережно хранящиеся реликвии - рукописи и даже Священные Кораны казанской печати начала 20 века.
В последние годы интерес к судьбе этого народа стал расти. Хочется поблагодарить украинских исследователей: известного востоковеда Михайло Якубовича, старшего научного сотрудника Национального музея истории Украины Алексея Савченко, генеалога Сергея Фазульянова и других, за большое внимание к судьбе татар-липок на украинской земле.
____________________________
Использованные источники:
1.Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: взгляд через века. Исторические очерки. Казань, 2000.
2. Канапацкая З.И. Татары Беларуси и их культура (XIV-XVII века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук 07.00.02, 08.04.2005.
3. Савченко Алексей. Западные татары и их след в истории Украины (источник: ru.krymr.com).
4. Якубович М. Татарское наследие Западной Украины: рукописный Коран 1804 года // Крымское обозрение. №1. 2004. С. 234-243.
Мухсин Нурулла