Как политическое образование Касимовское ханство возникло в 1452 г., когда великий князь московский Василий II «пожаловал в удел» татарскому царевичу Касиму, прибывшему из Орды в 1446 г. на службу Москве, Мещерский Городок на Оке, позднее ставший Касимовым.
Причины, побудившие великого князя сделать это, по мнению некоторых историков, «состояли в желании противопоставить претендовавшему в то время на гегемонию Казанскому ханству служилого татарского царевича, которого в любой момент можно было использовать в качестве претендента на казанский престол.
В случае его успеха Москва имела бы в Казани ханом человека, проводившего, как минимум, не агрессивную, а при удачном стечении обстоятельств – вообще промосковскую политику». К тому же Касимовское царство возникло «как буферное царство» между Московским княжеством и Казанским ханством.
Однако некоторые историки считают, что создание Касимовского ханства было одним из условий освобождения Василия II из татарского плена, и на «образование этого удела нельзя смотреть как на добровольную меру русского правительства, напротив, оно явилось одним из главнейших результатов одержанной Улу-Мухаммедом победы и первой попыткой ханов татарских вступить в непосредственное управление на русской земле в качестве удельных князей».
Известный историк М. Г. Сафаргалиев подчеркивает, что Касимовское ханство было создано по инициативе Улу-Мухаммада и «обязано своим возникновением не инициативе великого князя Московского для борьбы с Казанским ханством, а именно инициативе казанских ханов, использовавших благоприятно сложившуюся для них конъюнктуру».
Ногайская Орда: от язычества к исламу
Особое положение нового государственного образования, его самобытность подтверждаются и тем, что вплоть до середины XVII в. ислам в нем был господствующей религией. При Касиме, первом правителе, здесь была возведена каменная мечеть, минарет которой сохранился до наших дней.
Таким образом, сын Улу-Мухаммада, получив эти земли, создал настоящее татарское государство, включающее в себя не только собственное войско и чиновничий аппарат по сбору податей с зависимого населения и русских земель, но и религиозные традиции, порядки. Вряд ли Василий II добровольно согласился бы на создание исламского государства практически в центре русских земель.
По мере усиления русского государства и укрепления его международного положения начинается сложный процесс интеграции Касимовского ханства в его состав. Государство городецких татар становится стратегически важным институтом в реализации политики Московской Руси в отношении с государствами-наследниками Золотой Орды. Первым проявлением своеобразного симбиоза православной «Московии» и татарского ханства была поддержка великим князем московским кандидатуры царевича Касима как претендента на Казанское ханство.
Касимовское ханство являлось полноценным татарским государственным образованием. Ханству был присущ ряд черт, характерных для татарских государств постзолотордынского периода, в то же время отдельные явления носили уникальный характер, в первую очередь связанные с его интеграцией в систему государственных отношений русского государства.
Ханство по своей административной структуре не было однородным – существовало деление по татарскому образцу. Столица ханства – город Касимов, или как его называли татары Хан-Кирман, в XVII в. был поделен на 3 слободы: татарскую – удел касимовского хана или царевича, также именуемый Старым посадом; ямскую слободу, которая находилась в прямом подчинении московского правительства на основании жалованной грамоты Ивана Грозного; слободу инокини Марфы, матери царя Михаила Федоровича Романова, находившуюся под юрисдикцией воеводы. Очевидно, что до начала XVI в. в Касимове существовала лишь мусульманская администрация.
Еще одним признаком, сближающим Касимовское ханство с другими татарскими государствами, является существование клановой системы в иерархии татарской знати, так называемой системы «карачи-бей» («карачи» – феодальная верхушка ханства): Ширин, Барын, Аргын, Джалаир и Кыпчак. Указанные кланы существовали также в Казанском и Крымском ханствах. Ширины встречались в Сибирском ханстве и в Ногайской Орде.
Данное сходство объясняется генетической общностью Казанского и Касимовского ханств, образование которых явилось следствием распада Золотой Орды, а первые правители – Касим и Махмутек – являлись родными братьями. Получив Мещерские земли, Касим пришел туда не один, а вместе с татарскими князьями, их людьми, сформировав на данной территории типично татарскую государственную структуру, и привнес ислам как государственную религию.
На вершине феодальной иерархической лестницы находились ханы и царевичи, в руках которых была сосредоточена административная и судебная власть. Наибольшее значение в Касимовском ханстве имели представители кланов Аргын и Кыпчак, так как сидели по левую руку от хана.
Справа от хана находились представители Мангыт и Джалаир, что символизировало меньшее влияние по сравнению с сидевшими с левой стороной. Как и в других постзолотоордынских государствах, карачи-беки входили в ханский совет – диван, имевший совещательный характер.
Формирование татарских ханств после распада Золотой Орды
Почетное место в Касимовском государстве принадлежало исламскому духовенству. Касимовская государственность имела ярко выраженный исламский характер. До середины XVII в. ислам являлся официальной религией, которая в определенной мере если и не поддерживалась русским правительством, то отношение к ней со стороны великих князей, а впоследствии царей было весьма толерантным.
Касимовские татары, бывшие костяком государства, сохраняли свою веру. Когда в Казани во второй половине XVI в. исповедование мусульманской веры уже запрещалось царским правительством, сохранение мусульманских обрядов в Касимове входило в правительственную программу. Даже в XVII в. имели место старые обычаи воцарения касимовских ханов: нового царя поднимали на ковре и провозглашали властителем.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина