Петр I. Иллюстрация в издании "История ислама в России".
В период царствования Петра I политика сместилась в сторону более активной христианизации язычников-анимистов и мусульман Среднего Поволжья. Наиболее острой фазы она достигла в 1740–50-е гг.
Ответной реакцией мусульманского населения на это давление стало восстание под предводительством муллы Батырши в 1755–1756 гг., охватившее Приуралье. По замечанию Н. А. Фирсова, оно имело «все признаки борьбы за веру Магомета». С началом восстания правительство было вынуждено спешно свернуть миссионерскую деятельность в Центральной России, Среднем и Нижнем Поволжье, Сибири, пошло на смягчение отдельных законоположений, касающихся мусульман.
Наряду с запрещением пропаганды ислама, законодательство включало положения, препятствующие распространению его влияния «на бытовом уровне». Большое значение придавалось ограничению контактов православных с мусульманами. Властям на местах вменялось в обязанность стараться, чтобы селения христиан и «магометан» в смешанных по этническому составу волостях составляли отдельные общества.
От гонений к терпимости: отношения российского государства с исламом
В деревнях, где вместе с татарами проживали русские или новокрещеные, запрещалось строительство мечетей. В армии крестившихся солдат переводили из частей с преобладанием мусульман в другие подразделения. Офицерам-мусульманам полагались денщики только из единоверцев.
Во второй половине XIX столетия в связи с усилением интеграции поволжских татар в социально-экономическую жизнь российского общества часть перечисленных запретов утратила актуальность, однако на бытовом уровне продолжали действовать нормы, охранявшие неприкосновенность православной веры. Закон ограждал от контактов с мусульманами не только людей, но и предметы христианского культа.
В силу внешних и внутриполитических причин центральная власть была не в состоянии постоянно держать в поле зрения миссионерскую деятельность. Как только страну потрясали серьезные катаклизмы (войны, восстания, голод, противоречия между государством и церковью и т.п.), она неизменно приходила в упадок. Примеров этой закономерности множество.
Тугра Петра I.
В частности, Ливонская война и опричнина, ввергшие Россию в хаос в конце XVI столетия, вызвали массовое отпадение в ислам новокрещеных татар, восстановление разрушенных после падения Казани мечетей. Подобная ситуация наблюдалась в 1610-х гг., в первые десятилетия царствования Петра I, после Крымской войны 1853–1856 гг. и т.д.
С другой стороны, как только в стране наступала стабилизация, верховная власть вспоминала о своей «просветительской» миссии, санкционируя очередную кампанию против мусульман. Такое, к примеру, произошло в 20-е гг. XVII в., когда после смуты начала века бразды правления государством взял на себя отец царя Михаила Романова патриарх Филарет, соединивший в своих руках светскую и духовную власть.
Следующие периоды усиления давления государства на ислам фиксируются на рубеже 1670–1780-х гг., в 1710-е и в 1740–50-е годы, во второй половине 1820-х гг., в 1860-е и 1880-е гг.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина