Начало можно прочитать здесь: От приютов для больных до Бимаристана: как развивалась исламская медицина?
Мы с вами продолжаем знакомиться с первыми постоянными больницами, созданными мусульманами, и узнавать, как была организована в них работа с больными, какие профилактические меры принимались, каким образом человек возвращался к обычной жизни, и как появились первые специализированные медицинские библиотеки.
Что представляла собой типичная больница?
Среднестатистическая исламская больница состояла из нескольких отделений: системные заболевания, хирургия, офтальмология, ортопедия и психические заболевания. Отделение системных заболеваний эквивалентно сегодняшнему отделу внутренней медицины, и оно обычно подразделялось на секции, занимающиеся лихорадками, проблемами пищеварения, инфекциями и многим другим. В более крупных больницах было больше отделений и различных подвидов, а в каждом отделении был ответственный и председательствующий сотрудники в дополнение к надзирающему специалисту.
В то время больницы также включали в себя санитарного инспектора, отвечающего за чистоту и соблюдение гигиенических норм. Кроме того, были бухгалтеры и другой административный персонал, который следил за тем, чтобы больничные условия соответствовали предписанным стандартам. Во главе больничного комплекса находился суперинтендант, который отвечал за управление всем учреждением.
Врачи работали по фиксированному графику, в течение которого осматривали пациентов, приходивших в их отделения. В каждой больнице был свой штат лицензированных фармацевтов и медсестёр. Оклады медперсонала были установлены законом, а вознаграждение распределялось согласно отработанным часам.
Содержались исламские больницы за счёт вакуфного имущества. Богатые люди и правители передавали личную собственность существующим или строящимся бимаристанам в качестве пожертвований, а ежегодные доходы от завещанного имущества покрывали затраты на строительство и содержание. Часть государственного бюджета также шла на содержание больниц. Для пациентов услуги больницы были бесплатными, хотя отдельные врачи иногда взимали плату.
24-часовой график и деление по половому признаку
Бимаристаны были открыты для всех 24 часа в сутки. Были отделы больниц, где располагались больные мужского пола, в других – женщины, и следили за их здоровьем врачи того же пола, что и пациент. Иные отделы больницы включали в себя общее крыло, однако палаты всегда были раздельными для мужчин и женщин. Чтобы лечить менее серьёзные случаи, были созданы и полностью укомплектованы амбулаторные клиники, где можно было получить рецепт необходимых лекарств и медицинскую консультацию.
Отдельного внимания заслуживает упоминание специальных мер, предпринимаемых для предотвращения заражения. Стационарным больным выдавалась больничная одежда из центральной зоны снабжения. Когда пациентов доставляли в больничную палату, они находили кровати, заправленные чистыми простынями и со специальными мягкими матрасами. Больничные палаты отличались чистотой и опрятностью, а также обилием проточной воды и солнечного света.
Инспекторы ежедневно оценивали чистоту больницы и внутренних помещений. Местные правители нередко навещали пациентов лично, чтобы убедиться в качестве получаемого ухода.
Курс лечения, назначенный врачами, начинался сразу же по прибытии пациента в больницу. Пациентам прописывалась определённая диета, строгость которой зависела от тяжести протекания заболевания. Еда была качественная, а в рацион входили курица и другая домашняя птица, говядина и баранина, а также свежие фрукты и овощи.
Главным критерием выздоровления было то, что больные могли за один раз съесть нормальное для здорового человека количество хлеба вместе с жареным мясом. Если пациенты могли легко переварить эту пищу, то они считались выздоровевшими и впоследствии выписывались. Вылеченные, но ещё не готовые к выписке пациенты переводились в палату для выздоравливающих и находились там до тех пор, пока не набирались достаточно сил, чтобы покинуть стены бимаристана. Нуждающимся пациентам выдавалась новая одежда, а также небольшая сумма на восстановление средств к существованию.
Ярким свидетельством трепетного и заботливого отношения к своим пациентам является письмо молодого француза, проходившего лечение в Кордобской больнице в X веке: «Вы упомянули в своём предыдущем письме, что пошлёте мне немного денег, чтобы использовать их для приобретения необходимых лекарств. Я говорю, что мне это совсем не нужно, так как лечение в этой исламской больнице бесплатное. Кроме того, есть ещё кое-что, касающееся этой больницы. Эта больница даёт новый костюм и пять динаров каждому пациенту, который уже выздоровел, чтобы он не был вынужден работать в период отдыха и восстановления сил.
Дорогой отец, если вы хотите навестить меня, то найдёте меня в отделении хирургии и лечения суставов. Когда вы войдёте в главные ворота, идите в Южный зал, где найдёте отделение первой помощи и отделение диагностики заболеваний, а затем вы найдёте отделение артрита (болезни суставов). Рядом с моей комнатой вы обнаружите библиотеку и зал, где врачи собираются вместе, чтобы слушать лекции профессоров; также этот зал используется для чтения. Гинекологическое отделение находится по другую сторону больничного двора. Мужчинам вход туда запрещён. Справа от больничного двора находится большой зал для выздоравливающих. В этом месте они проводят период отдыха и выздоровления в течение нескольких дней. В этом зале есть специальная библиотека и несколько музыкальных инструментов.
Дорогой отец, любое место в этой больнице чрезвычайно чисто; кровати и подушки покрыты тонкой дамасской белой тканью. Что касается покрывал, то они сделаны из нежного мягкого плюша. Все комнаты в этой больнице снабжены чистой водой. Эта вода подаётся в комнаты по трубам, которые соединены с широким водяным фонтаном; каждая комната оборудована нагревательной плитой. Что касается еды, она настолько вкусно готовится, что некоторые пациенты не хотят покидать больницу из-за этой вкусной еды».
Врач и путешественник XIII века Абд аль-Латиф аль-Багдади, который также преподавал в Дамаске, рассказал забавную историю об одном чрезвычайно умном персидском юноше, который был настолько соблазнён высоким качеством больничной пищи и уровнем медицины в больнице Нури, что решил сказаться больным. Врач, осмотревший его, понял, что задумал молодой человек, но тем не менее принял его, обеспечив юношу хорошей пищей на три дня. На четвёртый день доктор подошёл к своему пациенту и сказал с улыбкой: «Традиционное арабское гостеприимство длится три дня. Пожалуйста, идите домой сейчас же».
О том, что в бимаристанах работали высококвалифицированные медики, можно судить и по тому, как контролировалось качество оказываемой медицинской помощи, зачастую проверяемое судом. Об этом говорится в книге «Маалем Аль-Курба фи Талаб Аль-Хисба» («Особенности взаимоотношений в Аль-Хисбе»): «Если пациент вылечен, врач получает деньги. Если больной умирает, его родители идут к главному врачу; они предъявляют рецепты, выписанные врачом. Если главный врач считает, что врач выполнил свою работу безупречно, он говорит родителям, что смерть была естественной. Если же он судит иначе, то говорит им: «Возьмите у врача кровные деньги вашего родственника; он убил его своей плохой работой и халатностью». Таким благородным образом все были уверены, что медициной занимаются опытные, хорошо обученные люди».
В дополнение к постоянным больницам в городах также были организованы центры первой помощи. Они обычно располагались в оживлённых общественных местах. Макризи описал одну из них в Каире: «Ибн Тулун, когда он построил свою всемирно известную мечеть в Египте, в одном конце её было место для омовений, а рядом находилась аптека. Амбулатория была хорошо оборудована лекарствами и обслуживающим персоналом. По пятницам там обычно дежурил врач, чтобы он мог немедленно оказать помощь».
Акцент на эмпирике, прообраз ординатуры и медицинские библиотеки
Поскольку одной из главных функций больниц была подготовка врачей, в каждой больнице имелся большой лекционный зал, где студенты, наряду со старшими врачами и медицинскими офицерами, обсуждали в ходе семинаров медицинские проблемы и новаторские способы лечения. По мере обучения студенты-медики сопровождали старших врачей в палаты и участвовали в уходе за пациентами (вспомните современную ординатуру).
Сохранившиеся тексты, такие как «Уюн Аль-Анба фи Табакат аль-атибб» Ибн Аби Усайбиаха («Источники информации о классах врачей»), а также заметки студентов раскрывают подробности такого формата взращивания смены врачей. Есть инструкции по диетам и рецепты для обычных методов лечения, включая кожные заболевания, опухоли и лихорадки. Во время обходов студентам предлагалось изучить поведение и общее состояние пациентов, их экскременты, а также характер и локализацию отёка и боли. Студенты также должны были в своих отчётах отметить цвет и ощущение кожи, будь то горячая, прохладная, влажная, сухая или рыхлая.
Обучение завершалось экзаменом на получение лицензии на медицинскую практику. Кандидаты должны были предстать перед назначенным правительством региона главным врачом. Первым делом требовалось написать трактат на тему, по которой кандидат хотел получить сертификат. Трактат мог быть оригинальным исследованием или комментарием к существующим текстам, таким как тексты Гиппократа, Галена и, после XI века, Ибн Сины.
Кандидатам предлагалось не только изучить более ранние работы, но и тщательно проанализировать эти труды на предмет возможных ошибок. Этот акцент на эмпиризме и наблюдательности, а не на рабской приверженности авторитетам, был одним из ключевых двигателей средневекового исламского интеллектуального брожения. После завершения работы над трактатом главный врач подробно расспрашивал кандидатов, задавая им вопросы, имеющие отношение к проблемам предполагаемых специальностей. Удовлетворительные ответы приводили к лицензированной практике.
Ещё одним ключевым аспектом работы больницы, имеющим решающее значение как для студентов, так и для преподавателей, было наличие обширных медицинских библиотек. К XIV веку египетская больница Ибн Тулуна располагала библиотекой, насчитывающей 100 000 книг по различным отраслям медицины. Это было в то время, когда крупнейшая в Европе библиотека Парижского университета насчитывала всего лишь 400 томов.
Ильмира Гафиятуллина