Дом мудрости (Байт Аль-Хикма): история одного из центров знаний человечества

 

Дом Мудрости - Байт аль-Хикма, также известный как Большая библиотека Багдада, являлся крупнейшим академическим и интеллектуальным центром не только государства Аббасидов, но и всего Средневекового мира. Именно период расцвета Дома Мудрости называют Золотым веком ислама. Точное время основания Дома Мудрости и его функции, а также формальный статус до сих пор являются предметом споров и дискуссий среди ученых. Это связано с тем, что после падения Аббасидского халифата большинство материальных и письменных источников, связанных с этим величайшим учреждением, были уничтожены.

Существуют разные мнения о том, кто является основателем знаменитого Дома Мудрости в Багдаде. Согласно некоторым утверждениям, основателем Байт аль-Хикма был аббасидский халиф Абу Джафар аль-Мансур (правил в 754-774 годах), которому удалось собрать коллекции книг по медицине, астрономии, технике и литературе.

Основная часть этих книг относилась к античной эпохе. Во времена его правления все они были переведены на арабский язык. Также халифом были собраны различные труды по хадисам пророка Мухаммада, истории ислама и кораническим наукам. Вся эта коллекция книг находилась в огромном помещении, которая стала основой для Дома Мудрости. 

 

Аль-Мансур был первым халифом, который побудил мусульман изучать науки и развивать их, а также поощрял переводы книг с персидского, древнегреческого и индийского языков. Среди книг, которые были переведены во времена аль-Мансура, можно отметить знаменитую книгу по астрономии “Аль-Синд Хинд”, различные книги по математике и огромное собрание сочинений Аристотеля, Евклида и Клавдия Птолемея. Эти коллекции вместе с трудами по хадисам, литературе и истории были собраны в одной из больших дворцовых комнат и впоследствии стали ядром Дома Мудрости. 

Некоторые ученые придерживаются другого мнения, считая, что Дом Мудрости был основан во времена аббасидского халифа Харуна ар-Рашида (правил в 786-809 годах). А произошло это в результате цивилизационного и интеллектуального прогресса, который переживал халифат во времена его правления. В этот период под руководством ряда арабских, персидских и сирийских ученых шел активный перевод книг на арабский язык, целью которого было обогатить мусульманскую мысль различными знаниями и науками. 

Во время похода на Анкару Харун ар-Рашид лично возглавил войско. Он хотел сохранить имевшуюся там библиотеку и перевезти все ценные коллекции книг в центр Аббасидского халифата - Багдад, а именно в Дом Мудрости. Сторонники этой точки зрения опираются на Ибн ан-Надима, который в своей книге «Аль-Фихрист» пишет: «Абу Сахль аль-Фадл ибн Нубахт находился около места хранения книг Аль-Рашида» [Ибн ан-Надим. Аль-Фихрист. 1964. С.255]. А также на высказывания Якута аль-Хамави, который подтверждает, что Дом Мудрости существовал во времена Харуна ар-Рашида.

Согласно третьему мнению, Байт аль-Хикма Аббасидов была основана во времена халифа Абдуллаха Аль-Мамуна (правил в 813-833 годах). Этой точки зрения придерживаются некоторые западноевропейские востоковеды. Так, британский ориенталист Де Лейси О'Лири (годы жизни 1872-1957) придерживался мнения, что Байт аль-Хикма была построена Аль-Мамуном. Эту точку зрения также можно встретить в трудах Макса Мейерхофа и Уильяма Джеймса Дюранта. Однако все же ясно, что Дом Мудрости существовал задолго до Аль-Мамуна. Но поскольку он сам увлекался литературой и науками, то всячески поощрял интерес к наукам и оказывал поддержку исследователям.

 

Несомненно, Дом Мудрости, как и знаменитую Александрийскую библиотеку в Древнем Египте или Библиотеку Ашшурбанипала в Древней Ассирии, без преувеличения можно назвать интеллектуальным центром, где веками собирались знания, накопленные человечеством. К сожалению, Дом Мудрости со всем его содержимым был разрушен во время осады Багдада монголами в 1258 году.  Осталось очень мало археологических и письменных свидетельств об этом ценнейшем учреждении Средневековья.  Большая часть знаний о нем взята из работ ученых той эпохи, таких как Ат-Табари и Ибн ан-Надим. 

Продолжение следует...

 

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1.Adel Abdul-Aziz Algeriani, Mawloud Mohadi. The House of Wisdom (Bayt al-Hikmah) and Its Civilizational Impact on Islamic libraries: A Historical Perspective // Mediterranean Journal of Social Sciences.Vol. 8. No. 5, Sept. 2017. Р. 180-181.

2.Dimitri Gutas. Greek Thought, Arabic Culture: The Graeco-Arabic Translation Movement in Baghdad and Early ʻAbbāsid Society (2nd–4th/8th–10th Centuries). Psychology Press, 1998. Р. 53–60.

3.Brentjes Sonja, Morrison Robert G. The Sciences in Islamic Societies // The New Cambridge History of Islam. Vol. 4. Cambridge, 2010. Р. 569.

Социальные комментарии Cackle