3 аналога вакфа, использовавшихся народами еще до прихода ислама

Издавна люди, независимо от вероисповедания и расы, знали различные формы добровольных пожертвований, которые по своей природе и сути были похожи на существующий в настоящее время исламский институт вакуфа. Это проявлялось в форме безвозмездного учреждения недвижимости для строительства культовых учреждений или для того, чтобы доход, получаемый от учреждаемой недвижимости, направлялся на ее содержание.

1. В Древнем Египте огромные площади земли были закреплены за божествами, храмами и кладбищами и их нельзя было продать, подарить или завещать, а доход, получаемый от этих земель, направлялся на поддержание данных культовых сооружений в соответствующем состоянии, отправление религиозных обрядов и расходование на обслуживающий персонал.

Например, во время правления Рамсеса IV один из правителей страны древних нобадов или нубов по имени Бунут осуществил учреждение принадлежащих ему земель с условием того, что на доход, получаемый от него, каждый год будет приобретаться теленок для жертвоприношения, ради спокойствия своей души. Кроме того, в египетском музее хранятся некоторые дощечки, содержащие резьбовые надписи, берущие на себя ответственность вакуфа недвижимости жрецам (служителям культа).

Исламский институт вакуфа ставит перед собой более общие цели и охватывает более широкий спектр действий и не ограничивается только строительством культовых учреждений или направлением дохода на цели, связанные с отправлением культовых обрядов.

2. У древних германцев существовала определенная система закрепления имущества собственника за определенной семьей на ограниченный срок или пока не умрет последний из них. Иногда право на это имущество принадлежало всем членам семьи, а иногда для некоторых из них, или же оно принадлежало для мужской части, а после них для женской. В своей основе данное имущество не могло быть продано, подарено, передано по наследству. Данная форма схожа с исламским вакуфом ахли (семейным вакуфом).

3. В римском праве создание «священной собственности» не только санкционировалось государством, но и инициировалось центральной властью, выступавшей распорядителем этого имущества. Священные и религиозные вещи не могли быть объектом собственности кого-либо, поскольку то, что относится к праву Всевышнего, не может принадлежать человеку. Также они были запрещены для оборота.

В «Законах 12 таблиц» сказано: «О делении вещей и свойствах их. Наиболее общим образом вещи делятся на две части: одни являются вещами божественного права, другие - человеческого права. Вещи божественного права - это, например, вещи священные и религиозные. Святые вещи, как, например, стены и врата (города), также некоторым образом относятся к вещам божественного права. Вещи божественного права не входят в чье-либо имущество».

Исламские вакуфы, напротив, учреждались и управлялись преимущественно «частными лицами» без вмешательства со стороны государства. По исламскому праву, роль центральной власти в этом случае сводилась к обеспечению законности и установлению правил учреждения и управления вакуфами.

Согласно нормам иудейского права, считалось кощунством «освящать» собственность из личных интересов и на свое собственное благо. Основателю исламского вакуфа никто не мешал назначить себя первым в череде его распорядителей (мутавалли) и получать за это хорошее вознаграждение, равно как и основывать семейные и поделенные (полусемейные) вакуфы.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle