Определений страшного термина «экстремизм» очень много, но все исследователи сходятся в одном: экстремизм – это проявление крайних, чрезмерных явлений.
Об этом заявил помощник Председателя РДУМ ПК в составе ЦДУМ России Василь хазрат Миндубаев в рамках курсов повышения квалификации, посвящённых профилактике радикальных воззрений.
«Приверженность к крайним взглядам и методам действий, публичные призывы воплощать в жизнь – всё это есть экстремизм. Это определённая философия, которая отличается от политики среднего человека. Экстремизм включает в себя насильственное изменение основ конституционного строя, публичное оправдание терроризма и т.д», – пояснил Миндубаев.
Что же касается религиозного экстремизма, то его идеологическая основа заключена в трёх пунктах:
1. Политический экстремизм (пример, создание ИГИЛа (террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ).
2. Религиозно-политический – создание государства.
3. Религиозное – борьба со светскими ценностями и идеями.
«Неприятие светского общества и других религий, стремление распространить свои религиозные представления и нормы на всё общество, насильственное навязывание своих взглядов и ценностей всему обществу, миру, исповедование идеологии нетерпимости к представителям других конфессий, призыв к противоправным действиям, радикальные трактовки традиционного вероучения в своих целях, деятельность по насильственному изменению государственного строя или захвату власти, нарушение территориальной целостности государства, возбуждение религиозной вражды и ненависти, приверженность в религии к крайним взглядам и действиям – всё это есть экстремизм», – уверен Василь хазрат.
1. Наличие особой миссии.
2. Культ собственной исключительности или превосходства.
3. Собственная субкультура, наполненная духом экспансии.
4. Высокая групповая сплочённость.
5. Наличие религиозной доктрины преобразования мира.
6. Активность противостояния по отношению к чужим.
7. Агрессивность к обществу и другим группам.
«К этим критериям ещё добавляются причины религиозного экстремизма, среди которых – персональные (физиология, психология, работа сознания конкретного человека), трудные семьи, психологические причины. Должен пройти определённый период накопления, чтобы человек стал террористом», – уверен хазрат.
Отсутствие полноценных знаний о целях и сути самой религии, отрывочные, половинчатые знания, выливающиеся в агрессивный радикализм – всё это играет на руку экстремистским проповедникам.
Ведь духовно неграмотного человека легко подтолкнуть к восприятию самых агрессивных течений и претворению их в жизнь посредством насильственных действий.
Это важно: Ученый рассказал, как уберечь молодежь от сект
Как правило, экстремисты отличаются фанатичной нетерпимостью и жестокостью, слепо следуют собственному мнению и предрассудкам, не принимают во внимание интересы окружающих людей.
В их идеологии нет места диалогу, отсутствует ценностное и глубинное понимание религии, что выражается также в отказе от умеренного и беспристрастного подхода к решению проблем. Одновременно с этим радикалы обвиняют рядовых верующих в греховности, отхода от истины.
Наиболее подвержена экстремистским воззрениям молодёжь. Особую роль в распространении экстремистских идей и замыслов играет Интернет, с помощью которого вербовщики проповедуют свою идеологию и набирают новых адептов.
«Молодые люди зачастую остаются наедине со своими проблемами. Именно в таких условиях и происходит трансформация понятий. Одновременно с этим взрослые не воспринимают проблемы молодёжи всерьёз, что заставляет их самостоятельно искать пути решения. Не всегда они находят то, что нужно. Отсюда мы получаем разочарование, озлобление на весь мир, поиск другого мира, иных законов», – объяснил Василь хазрат Миндубаев.
Читайте также: Крганов рассказал, как противостоять интернет-вербовщикам
Для того, чтобы обезопасить молодёжь от поражения радикальной идеологией, нужно вести всестороннюю работу, в том числе в сфере воспитания и образования, производить регулярный мониторинг сети интернет, чтобы оперативно реагировать на имеющиеся угрозы, экстремистские проявления и призывы.
Помимо этого, важно анализировать и прогнозировать миграционную ситуацию, вести активную профилактическую работу в диаспорах, а также заниматься эффективным информационным противодействием экстремистской идеологии, воспитывая толерантность в обществе.
«Борьба с экстремизмом должна идти на различных уровнях, поскольку у религиозного экстремизма нет чётких границ, он постоянно в динамичном состоянии, приспосабливается к новым условиям. Именно поэтому так важно укреплять межконфессиональное сотрудничество, поддерживать диалог между общинами, активно сотрудничать с властями, способными поддержать сосуществование и диалог, работать с умеренными религиозными силами для поддержания межконфессионального диалога. Немаловажную роль здесь играет деятельность богословов в разъяснении пагубности экстремистской идеологии. Мы должны активно противоборствовать распространению идеологии религиозного экстремизма, стремиться разрушить идеологические и логистические связи между группировками. Нельзя все группировки смешивать в одну кучу, которые часто находятся в идеологической полемике друг с другом», – уверен Миндубаев.