Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?» Такие остро стоящие проблемы, как повышенная тяга к общению со сверстниками, чувство одиночества, самосовершенствование, профессиональное самоутверждение, общественная деятельность, духовное согласие в семье, ответственность перед обществом за свои деяния.
Так чем же живёт мусульманская молодёжь? Какие у неё возникают проблемы, как она с ними борется? Как отмечают сами активные представители молодого поколения татарстанской уммы, одной из наиболее актуальных тем на сегодняшний день является нехватка квалифицированных волонтёров, которые могли бы не только помогать в организации значимых религиозных дат и проведении мусульманского досуга, но и выезжать в районы, где, оказывается, довольно остро стоит вопрос нехватки кадров, помогать в работе с социально необеспеченными слоями населения.
Как призналась одна из активисток мусульманского волонтёрского движения республики, «в ходе подготовки к очередному общественному мероприятию мы столкнулись с пониманием, что на сегодняшний день отсутствует единая волонтёрская сеть мусульманского движения». Здесь также появляется проблема отсутствия квалифицированных кадров, которые смогли бы подготовить волонтёров.
Именно этой теме и была посвящена очередная встреча в рамках Дискуссионного клуба, который проходит каждые две недели в стенах Галиевской мечети. О том, каким должно быть социальное служение мусульманской молодёжи, как и где набирать волонтёров, как мотивировать и как удержать, рассказывали Денис Худяков, руководитель проекта «Приют» «АНО «ЦРА», специалист благотворительного фонда «Закят» ДУМ РТ Майя Бурганова, психолог, сотрудник Российского исламского института Собира Тарасевич и председатель студенческого совета РИИ Эльчин Балазаде.
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. таковы те, которые правдивы. таковы богобоязненные» (сура «Аль-Бакара», 177 аят).
Ошибочно полагать, что социальное служение в исламе ограничивается лишь перечисленными в приведённом выше аяте действиями. По сути, оно включает в себя любые деяния, направленные на положительное изменение положения людей, окружающей среды и даже животных.
Таким образом, простор социального служения в исламской традиции может охватывать самые разные виды активности: от создания новых компьютерных программ или интернет-ресурсов до устранения препятствия в виде упавшей ветки дерева с дороги.
Это позволяет каждому члену мусульманской общины быть вовлечённым в действия по улучшению жизни других людей. Причём вовлечённость может быть физической, вербальной, интеллектуальной или, например, моральной. В ход идёт всё то, что делает жизнь людей лучше. При этом важно помнить о чистоте намерений, которые во многом предопределяют принятие Всевышним наших дел и, соответственно, их успешность.
Мотивом совершения добрых поступков должно быть не уважение со стороны других людей, не стремление сделать кого-то моральным должником, а исходящее от сердца стремление совершить в этом мире по-настоящему что-то великое, пусть и не облечённое славой, но наполненное искренней любовью к Аллаху и Его творениям.
Иными словами, социальное служение представляет собой служение человечеству как таковому. Фактически после поклонения Творцу нет более благородного дела, чем распространение добрых, благих дел. В Священном Коране часто повторяются эти два действия, когда перечисляются характеристики преуспевших как в этом, так и в потустороннем мире людей.
Вообще, кто такой волонтёр? Это доброволец, который занимается общественно полезным делом безвозмездно, ничего не требуя взамен. Сферы деятельности могут быть довольно разнообразны, но волонтёр всегда несет добро, надежду и любовь. Суть волонтёрства заключается в том, чтобы нести пользу людям.
- Наша организация (речь идёт о центре ресоциализации и реабилитации бывших осуждённых) работает с людьми, не так давно вышедшими из мест лишения свободы. Среди наших подопечных есть даже те, у кого просто не остаётся денег на еду. К примеру, пенсионеры, у которых вся пенсия уходит на оплату коммунальных услуг и покупку необходимых лекарств, - обратился к собравшимся мусульманам Денис Худяков. – В августе прошлого года у нас стартовал новый проект «Приют», в рамках которого мы уже на сегодняшний день раздали более 30 000 порций горячей еды всем тем, кто в этом нуждается. Также мы предоставляем ночлег, где есть все необходимые условия, в том числе и телевизор, горячая вода. Отдельное спасибо за оказанную поддержку Духовному управлению мусульман РТ, которое помогло нам в обеспечении нуждающихся горячей водой. Так же у нас есть социальные квартиры, где проживают порядка 17 человек. Люди здесь находятся на самообеспечении, работают. Что касается религиозной составляющей, то мы не смотрим на то, как молится человек, обратившийся к нам за помощью, к какой религии относят себя наши волонтёры – двери открыты для всех. Мы стараемся помочь каждому, кто к нам обращается. Каждый может внести посильную лепту. Просто придите и помогите.
В планах, как отметил Денис, ещё организовать социальную прачечную.
- Всё то, что мы делаем, реализуем – делаем это для Всевышнего, а не для того, чтобы кто-то поблагодарил нас, сказал «спасибо».
В свою очередь специалист Благотворительного фонда «Закят» Майя Бурганова остановилась на волнующем всех собравшихся вопросе – как привлечь волонтёров к помощи особенным детям и их родителям. Одно дело – собрать ребят на такие мероприятия, как Республиканский ифтар или Изге Болгар жиены, где всё очень ярко, празднично, много именитых гостей, но намного сложнее обстоит в ситуациях, когда нужна особенная помощь, когда нужно взаимодействовать и помогать людям, которые имеют некоторые сложности со здоровьем или психикой. К сожалению, мы не можем привлечь волонтёров, которые бы занимались этой работой. А таким детям нужно общение именно со сверстниками, на более взрослых людей они реагируют более пассивно.
- Отдельно хотелось бы остановиться на нашем центре «Хаят», который мы организовали для особенных детей и их мам. На сегодняшний день наблюдается острый дефицит внимания общества к детям с ограниченными возможностями здоровья и их собственная изолированность от окружающего мира. При этом родители таких детей нуждаются в социализации не меньше, чем они сами. Именно эту задачу и призван решить наш Центр. Так, к примеру, мы организовываем занятия по ИЗО, музыкотерапии, различные творческие мастер-классы, общей физической подготовке, сказкотерапии. Здесь опытные педагоги и воспитатели помогают им адаптироваться к жизни в обществе, обогащать опыт в жизненном пространстве и различных видах деятельности, развивать свою личность.
Вместе с тем, одним из главных направлений центра является работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, которые (в особенности матери) годами пребывают в депрессивном состоянии под давлением врачебных диагнозов своих детей.
Душевная дисгармония и хроническая усталость в свою очередь негативным образом сказывается на ходе и результативности лечения. Поэтому деятельность центра «Хаят» направлена на профилактику эмоционального выгорания родителей – благодаря помощи специалистов, они получают здесь психологическую и физическую разгрузку. Во время занятий детей, для их мам в Центре организуется «личное время» - мастер-классы по фитнесу, пилатесу, танцам, швейному делу. Также для них организуются встречи с визажистами, косметологами и другими специалистами.
По словам Собиры Тарасевич, нужно увеличить информационную поддержку тех проектов, которые направлены на помощь и поддержку нуждающимся в этом людям. Что же касается посещений хосписов, работы с инвалидами, то здесь необходимо специальная предварительная подготовка.
- Нужна внутренняя закалка. Привыкание к такого рода работе не у всех происходит сразу. Кому-то нужен более длительный промежуток времени, чтобы эмоционально примириться и найти в себе силы. Зачастую камнем преткновения становится элементарный страх, страх болезни, страх пережить подобные непростые ситуации.
В ходе своеобразного небольшого мозгового штурма ребята пришли к выводу, что необходимо создать координационный совет волонтёров, такую инициативную группу, которая взяла бы на себя ответственность по информированию о предстоящих проектах, мероприятиях, направляла волонтёров туда, где в них очень нуждаются.
Также важно проводить регулярные обучения как в целом по волонтёрской деятельности, так и под определённые социальные проекты, транслировать собственный опыт, получать новые знания, организовывать поездки по образовательным учреждениям, в рамках которых будет идти презентация социально значимых проектов.
Ислам представляет собой гуманистическую религию, в рамках которой бескорыстное служение людям является великим актом поклонения перед могуществом и мудростью нашего Творца. Сотворённые нами благие поступки будут тем мерилом, в соответствии с которым будет определено наше положение перед Аллахом в Судный день.
«Лучшим из домов мусульман является тот, в котором заботятся о сироте; а худший из домов мусульман – тот, в котором с сиротой плохо обращаются» (Ибн Маджа со слов Абу Хурайры).
Ильмира Гафиятуллина