«Родился ночью, в четверг 7 рабиа I 1233/ 15 января 1818 года, по другим сведениям, пятого, после захода солнца, - в селе Ябынчи. В пятницу, 15 рабиа I [12]37/ 10 декабря 1821 года, [мой] благородный отец переехал в деревню Ташкичу на должность имама. 8 зу-л-хиджжа [1]238/ 16 августа 1823 года мать отправилась за милостью Истинного [умерла], что нас очень опечалило».
Именно с этого дня, с 15 января далёкого 1818 года, жизнь всего татарского общества, да и исламского мира в целом, начала свой новый отсчёт. На свет по воле Всевышнего появился будущий просветитель, имам, богослов и теолог Шигабутдин Марджани.
Его творчество – это квинтэссенция татарской религиозно-философской мысли, которая и определила путь её развития во второй половине XIX века. Его называли и продолжают называть богатырём мысли, а просветитель казахского, башкирского и татарского народов Акмулла и вовсе в честь известного татарского богослова написал поэму, где назвал его «Полярной звездой», которая освещает путь к духовной свободе.
2018 год был объявлен Духовным управлением мусульман Республики Татарстан годом выдающегося религиозного деятеля, просветителя, учёного невиданного масштаба – Шигабутдина Марджани. Именно в этом году ему исполнилось бы 200 лет. Именно к этой дате и была приурочена международная научная конференция, которая стартовала сегодня в стенах Академии наук Республики Татарстан.
- Марджани занимает уникальное место в духовной культуре татарского народа. Он в своих работах затронул самый широкий круг вопросов, став родоначальником многих научных направлений, получив прозвище «татарский Геродот», - отметил в приветственном слове президент Академии наук РТ Макзюм Салахов. – Благодаря своим новаторским религиозно-реформаторским идеям он получил широкую известность на мусульманском Востоке. Именно он стал основоположником джадидизма. Марджани проводил мысль о первостепенном значении научного знания, подчёркивая, что именно развитие наук определяет движение общества вперёд.
Можно с полной уверенностью утверждать, что многие труды Марджани намного опередили его современников, достаточно лишь обратиться к его трудам об истории Булгарах и Казанском ханстве, где он выстраивает преемственность Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
В торжественном открытии международной конференции также приняли участие заместитель премьер-министра РТ, председатель Национального Совета Всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев, генеральный директор Исследовательского центра исламской истории, искусства и культуры (IRCICA) Халит Эрен.
- О заслугах нашего уважаемого учёного можно говорить часами, - отметил в свою очередь ректор РИИ и БИА Рафик Мухаметшин. – Шигабутдин Марджани имел мировое имя. Для многих учёных, занимающихся вопросами мусульманского права, именно книги Марджани служат в качестве настольных, основных трудов. Приезжая в Казань, они первым делом посещают могилу нашего просветителя. Для нас это, конечно, важно, но сегодня мы должны больше говорить о том, как изучать наследие такого великого учёного и богослова. На сегодняшний день я могу назвать лишь три фамилии, которые свои научные интересы обратили в сторону исследования трудов Марджани. Это Юсупов, Айдар Юзеев и Саид Шагавиев. На этом пока что наше «марджаниеведние» исчерпывается, но работа в нужном направлении уже идёт, в том числе и в стенах нашей Болгарской исламской академии.
По словам Мухаметшина, международная конференция даёт возможность обсудить очень серьёзные методологические проблемы, которые в последствии помогут соединить усилия для общего благого дела.
- Мы должны вкладывать общие усилия, чтобы ввести в научный оборот многочисленные рукописи на арабском языке, которые в последствии станут доступными для нашей учёной прослойки и помогут сформировать пул молодых учёных, которые смогут объективно оценивать наше богатое богословское наследие.
Нельзя не сказать о безмерном влиянии и бесценном вкладе Шигабутдина Марджани в развитие и популяризацию Ислама на территории среднеазиатских государств. По словам Зиябек Кабульдинов, директор института истории и этнологии имени Шокана Уалиханова, Марджани является наследием всего тюрко-мусульманского мира, всего человечества.
- Мы гордимся тем, что Шигабутдин хазрат получал образование у нас, в Бухаре, - подчеркнул в свою очередь заместитель директора по науке института истории АН Республики Узбекистан Шухрат Мухамедов. – К сожалению, мы очень мало знаем об этих его годах, о личности такого великого просветителя. Мне кажется, казанская земля, мягкий, целеустремлённый татарский народ даст нашему миру ещё ни одного деятеля, подобного Шигабутдину Марджани.
Одним из самых почётных гостей сегодняшней конференции стал прямой потомок великого просветителя Шигабутдина Марджани Аскар Хуснутдинов.
Всего в конференции принимает участие порядка 100 историков, среди которых отечественные исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Кургана, Махачкалы, Симферополя, Сургута, Улан-Удэ. Отдельно стоит сказать и о зарубежных участниках – это и Азербайджан, и Казахстан, и Узбекистан, и Турция, и Румыния, и Великобритания, Сирия, и Япония.
Конференция пройдёт в два дня. Завтра продолжится работа в рамках четырёх секций и круглого стола, посвящённого истории татар за рубежом.
В рамках одной из секций будет рассмотрена средневековая история тюрко-татар, в том числе история и культура Золотой Орды в трудах Марджани, его воззрения на право и государственность Улуса Джучи и образовавшегося впоследствии Казанского ханства. Особое внимание планируется уделить таким аспектам, как становление государственности и этноса татарского народа, понимание термина «орда».
Вторая секция посвящена изучению богословского наследия, в том числе историко-богословским проблемам, поднимаемым Марджани в своих трудах, проблеме исламизации Поволжья и место исламского права в деятельности Шигаб хазрата.
Третья секция посвящена педагогической деятельности, в частности влиянию его идей на просветительское реформаторство на Кавказе, а также на среднеазиатско-татарские связи в сфере образования. Отдельное внимание будет уделено актуальным проблемам национального образования, в том числе и реализации языковой политики, идеям Шигабутдина Марджани в работе национальных школ.
В рамках четвёртой секции запланировано обсуждение личности самого Марджани, истории его семьи и круга ближайших соратников, его вклада в становление татарской национальной историографии.
«Знать роль и ценность Шигабутдина, это честь для нас, а не для него». Исмаил бей Гаспринский.
Ильмира Гафиятуллина