Сегодня в Галерее татарского шамаиля, что расположена в стенах мечети Кул Шариф, жители и гости столицы смогли не просто пообщаться с теми, чьи руки воссоздавали самую знаменитую мечеть Татарстана, но и ознакомиться с тем, как татарский шамаиль тесно влился в географические и национальные особенности регионов России, но и стран СНГ.
В рамках открывшейся выставки «Синтез-искусств: декор современных татарских мечетей» посетители могут лицезреть оформление современных татарских мечетей в исполнении художника-каллиграфа Ришата Саляхутдинова и архитекторов Айвара Саттарова, Дмитрия и Лилии Мусиных, Рустема Забирова и Альбины Даишевой.
Творчество этих мастеров являет собой наглядный пример поднимания проблемы формирования национального стиля в строящихся мечетях. В Галерее представлены восемь крупных проектов татарских мечетей, которые включают в себя религиозные сооружения не только Татарстана (мечеть Кул Шариф и мечеть «Анас» в Чистополе), Башкортостане, Тюменской области и Казахстане (в городе Актобе), ХМАО.
Стоит отметить, что презентованные проекты являются довольно удачными примерами использования национального орнамента в оформлении мечетей.
Как отметил Рустем Забиров, спрос на татарскую культуру высок не только в России, но и за рубежом. В том числе сказывается и нехватка мастеров: так, к примеру, в Республику Казахстан были вызваны татарские каллиграфы и архитекторы за неимением достаточных навыков у местного населения.
Здания татарских мечетей необычайно своеобразны; подобных им нельзя больше встретить нигде больше, кроме как в местах исторического расселения татар: в России и за ее пределами. Причиной тому является древняя и высокая архитектурная традиция, сформировавшаяся как продукт высокоразвитых исламских цивилизаций Восточной Европы: Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства.
Характерный силуэт татарской мечети несет на себе загадочный отпечаток глубокой древности, подобно нерасшифрованной надписи давно погибшего народа на выщербленной поверхности скалы. В нем звучит песня северного Ислама, прочным форпостом которого стала татарская цивилизация на берегах Волги.
Ее история уходит своими корнями в те далекие эпохи, когда люди только начинали обживать эти места, страшась набегов гуннов и хазар, западных славянских племен. Мечеть символизировала собою тогда луч света с арабского Востока, единение с великой культурой Ислама, о чудесах которой рассказывали многочисленные купцы, побывавшие в тех краях.
Был поднят вопрос и о постройке Татарстанской Соборной мечети. Пока что все это остается на уровне обсуждений.
На выставке можно ознакомиться и с конкурсным проектом татарских архитекторов и каллиграфов на постройку Московской Соборной мечети. Логическим завершением выставки может стать проведение круглого стола, отметили организаторы мероприятия.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Полезная статья? Сделайте репост на Facebook!