«Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы платите им брачный дар (махр), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется потерпевшим урон» (Сура «Аль-Маида», 5 аят).
В современном мире межнациональным браком уже никого не удивить. Это явление стало обыденным. Но это не значит, что в такой ситуации нет проблем и не возникает недопониманий. К примеру, вот уже во второй раз участники мусульманского дискуссионного клуба поднимают тему правильности и дозволенности смешанных браков с точки зрения ислама. На этот раз в числе спикеров были сотрудник Казанского исламского университета Абу Яхъя хазрат и имам Галиевской мечети Тимергали хазрат Юлдашев.
Что есть брак в исламе? «Брак – это моя сунна, и тот, кто отвернется от моего пути, тот отвернулся от меня» (хадис передали Аль-Бухари, Муслим).
- С точки зрения шариата, межнациональные браки полностью дозволены, без исключений. Это можно увидеть в книгах по фикху, где речь идёт про равенство, соответствие жениха и невесты, - отметил Абу Яхъя хазрат. – Что касается соответствий, то одним из параметров является национальность, происхождение. В случае различий по этому аспекту, заключение никаха напрямую зависит от одобрения опекуна. Здесь речь идёт только об арабах, а все остальные же национальности нашего земного шара друг другу соответствуют.
Немного иначе дело обстоит с межрелигиозными браками. В исламе мусульманин может жениться не только на мусульманке, но на женщинах из числа людей Писания (иудейки, христианки). Это говорится в суре «Аль-Маида», 5 аят: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им, а также вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и из числа тех, кому Писание было даровано до вас, если вы платите им брачный дар (махр), желая сберечь целомудрие, не распутствуя и не беря их себе в подруги. Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в Последней жизни он окажется потерпевшим урон».
- Это сочетается с тем, что сказано в Коране в 221 аяте суры «Аль-Бакара»: «Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют». Однако уже среди последователей Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) появились разногласия относительно верного понимания этих аятов. К примеру, праведный халиф Умар (мир ему) считал, что брак с иудейкой или христианкой не запрещён, но крайне не желателен.
Таким образом, опираясь на аяты, запрещать смешанный брак нельзя, однако человек должен отдавать себе отчёт в том, какие трудности могут встать перед ним. Безусловно, по словам хазрата, в случае женитьбы мусульманина на девушке из числа людей Писания есть положительная сторона – возможность призвать её к Исламу, сделать дагват.
- Но может возникнуть и опасность для мусульманина в случае, если его жена сильно убеждена в своей вере – христианстве или иудаизме, в отличие от мужа. Как же тогда воспитывать детей? Особенно сейчас, когда мужчина больше внимания уделяет заработку средств на содержание семьи, по минимуму участвую в процессе воспитания собственных детей.
Что касается женщин-мусульманок, то в Коране сказано однозначно: «Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут к Огню, а Аллах зовет к Раю и прощению со Своего соизволения» (сура «Аль-Бакара», аят 221).
- Как быть в ситуации, когда жена принимает Ислам непосредственно в браке? Ещё вчера они оба были православными или иудеями, а сегодня женщина стала мусульманкой. В таком случае паре даётся 3 месяца, за которые муж может принять Ислам, что сохранит брак. Если мужчина остаётся в своей религии, то брак расторгается. В этот период принятия решения супруги не имеют права жить в одном доме.
В ходе дискуссии даже было предложено регулярно проводить семинары для молодёжи, в рамках которых можно донести важность и ценность никаха.
«Тот, кому Всевышний дал благочестивую спутницу жизни, тому Он помог обрести половину веры. И пусть такой человек проявит богобоязненность во второй половине [веры]» (хадис передал аль-Хаким).
Ильмира Гафиятуллина, Казань